100-летие канонизации сщмч. Ермогена Патриарха Московского и всея Руси -

Патриарх Ермоген

Дни памяти : 12 /25 мая, 17 февраля/(1)2 марта
Дата рождения:1530 г.
Дата смерти:17 февраля 1612 г.
Дата хиротонии:13 мая 1589 г.
Святые мощи находятся в Московском Успенском Соборе
Русская Православная Церковь прославила Патриарха Ермогена в лике священномученика 12 мая 1913г. В 2013 г православные христиане отмечают 100-летие со дня канонизации. 
Сщмч. Ермогену молятся об укреплении веры, в тяжких жизненных обстоятельствах, об исцелении духовно-нравственных недугов, в тяжелых болезнях.




100-летие канонизации сщмч. Ермогена Патриарха Московского и всея Руси

Прославление святейшего Ермогена Патриарха Московского

Содержание: Перенос мощей патриарха Ермогена в Москву; Память Ермогену; Благодеяния после смерти; Борец за веру; Торжественный день; Постановление коимиссии по праславлению Святейшего Патриарха Ермогена; Деяния Синода; Ермоген-сосуд благодати Божией; Кончина Патриарха Ермогена.      


патриарх Ермоген, сщмч. Ермоген, сщмч. Московский патриарх Ермоген    Спустя 40 лет после мученической кончины патриарха Ермогена, в феврале 1652 года, «повелением великого государя царя Алексия Михайловича принесоша честныя и многострадальныя мощи новаго исповедника Ермогена патриарха из Чудова монастыря в соборную церковь Успения Пресвятыя Богородицы». Когда раскрыли могилу патриарха, то в распавшемся гробе останки первосвятителя оказались «целы, нетленны и благоухание испущающи». Их переложили в новый гроб, который поставили под каменным надгробьем, сверх пола Успенского собора, подле медного шатра Ризы Господней, в юго-западном углу храма. В 1812 году мощи патриарха Ермогена были выброшены французами из гробницы на пол собора, где их и нашли по уходе неприятеля сияющими нетлением. Во время приготовления к коронации императора Александра III, при реставрировании Успенского собора, со стены сорвался камень и пробил надгробие и самый гроб патриарха Ермогена, в котором мощи святителя оказались в состоянии нетления.

   Так в течение трех столетий из поколения в поколение передавалась память о патриархе Ермогене как святителе-мученике и росла народная вера в него как печаловника и молитвенника за землю Русскую у Престола Вседержителя. В тяжкие годы отеческих бедствий молитвенная мысль народа обращалась к памяти героя-патриарха. Шли русские люди к его гробнице и со своими личными скорбями, в недугах и болезнях благоговейно призывали на помощь святого Ермогена, веруя в него как в теплого молитвенника и предстателя пред Господом. И Милосердный Господь не посрамил этой веры. У гроба святителя Ермогена по его молитвенному предстательству совершились и совершаются обильные чудотворения. В слове, произнесенном в Московском Успенском соборе 11 мая 1913 года во время последней заупокойной литургии по Святейшем Патриархе Ермогене, проповедник утверждает: «Если бы я захотел здесь только перечислить все известные нам и строго проверенные случаи чудесных исцелений по молитвам святителя, то и для этого не достало бы времени повествующу. А потому, — говорил он, обращаясь к слушателям, — сообщу только два-три наиболее поразительных факта, и вы несомненно убедитесь, что здесь нет места случаю, что нельзя объяснить чудесных исцелений простым естественным путем, что приходится с изумлением и страхом признать чудодейственность благодати Божией, изливающейся по молитвам Ермогена на страждущие и верою пламенеющие души народные».


   Вот жена некая (московская мещанка Елена Жалуболина), страдающая в течение многих месяцев болезнью ног настолько, что и двигаться без посторонней помощи не может, с большим трудом вводится родными в Успенский собор, слезно молится за панихидой у гробницы патриарха Ермогена и тотчас же получает возможность ходить без посторонней помощи и со слезами благодарит Господа за свое чудесное исцеление.


   Вот шестнадцатилетняя девица (Елена Кашаева), дочь состоятельных родителей, лечится от мучительного хронического насморка и соединенной с ним постоянной головной боли у всех известных врачей Москвы и Петрограда; четыре раза ей делают операции, а облегчения все нет и нет. 23 марта 1911 г. привозит наконец больную девушку ее верующая мать в Успенский собор, просит отслужить панихиду у гробницы святого Ермогена, берет из лампады, горящей над этой гробницей, святого масла, дома на ночь намазывает этим маслом больной нос (дочери), и наутро 24 марта девушка делается совершенно здоровой.


   А вот и еще более поразительный случай чудесного исцеления по молитвам угодники Божия некой жены (А. М. Гаух), бывшей уже прямо на краю могилы. В апреле 1911 года она заболевает воспалением сердечной оболочки и расширением аорты и помещается родными в частную лечебницу (Цандеровскую на Петровке, в Москве), где и пользуется прекрасным уходом и постоянной помощью врачей (доктора Мамонтова и др.). Но и при таких условиях болезнь все прогрессирует: сердечные припадки все учащаются и больная впадает в беспамятство. В конце второй недели после помещения в лечебницу положение больной настолько ухудшилось, что доктора признали его безнадежным: у больной посинели ноги, дыхание стало прерывистым и началась уже предсмертная агония. По желанию близких был приглашен приходской священник для прочтения «отходной» над умирающей. Как только священник начал читать положенные молитвы, больная вдруг приподнялась и сложила руки, как бы под благословение. Окружающие были страшно изумлены и почувствовали, что происходит что-то таинственное. И вот что поведала им пришедшая в себя больная: «Я увидела приближающегося старца, в котором узнала святого патриарха Ермогена, перед гробницей которого часто и усердно молилась я, бывая в Успенском соборе. Подойдя ко мне, святитель сказал: “Молись великому святителю Православия — Святейшему Патриарху Ермогену, ты исцелена и спасена Господом Богом” — и трижды благословил меня».


erm5_s (1).jpg    Очнувшись от сего чудного видения, больная почувствовала себя намного лучше и стала быстро поправляться. Доктора, лечившие ее, сначала объясняли это улучшение положения болящей только временным нервным подъемом сил, но затем, видя ее окончательное выздоровление, признали, что спасти бывшую на краю могилы больную могло только чудо. По выздоровлении своем исцеленная прямо из больницы в сопровождении своего доктора приехала в Успенский собор, чтобы молитвенно возблагодарить святителя Ермогена за свое исцеление.


   Настали юбилейные 1912—1913 гг., когда православные русские люди и мыслью, и чувством перенеслись в далекое прошлое — к ужасной смуте, пережитой их предками 300 лет назад. Из туманной дали минувшего все яснее и яснее выступал величавый образ святителя Ермогена — истинного архипастыря, по завету Пастыреначальника Христа положившего душу свою за врученную ему Господом паству. Созерцая в сумраке времен подвиги чистого житием святителя, неутомимого борца за сокровище Русской земли — Христову веру, мудрого книжника, песнотворца, нищелюбца, богомольца и страдальца за родину, ныне молитвенника и чудотворца, сыны Православной Русской Церкви, и среди них преимущественно жители Москвы, которым особенно близок первосвятитель, не могли не придти к сознанию, что «настало лето благоприятное, приспел день светлого торжества для общецерковного исповедания святителя — мученика и чудотворца». Почитатели его памяти через Московского митрополита Макария обратились к Святейшему Синоду с ходатайством о причтении Святейшего Патриарха Ермогена к лику святых Божиих как великого молитвенника за Русь Православную. Представив это ходатайство на благоустроение Святейшего Синода, митрополит Московский приложил и книгу с записью проверенных исследованием чудесных знамений у гробницы Святейшего Патриарха Ермогена.


   «Святейший Синод, — говорит Деяние Святейшего Синода 14 апреля 1913 года, — рассмотрев во всей подробности и со всевозможным тщанием обстоятельства сего особо важного дела, нашел, что многочисленные случаи благодатной помощи по молитвам Святейшего Патриарха Ермогена не представляют никаких сомнений в своей достоверности и по свойству их принадлежат к событиям, являющим чудодейственную силу Божию, ходатайством и заступлением святителя Ермогена изливаемую на тех, кои с верою и молитвою прибегают в своих душевных и телесных недугах к его благодатному предстательству. Посему Святейший Синод в полном убеждении в истинности и достоверности таковых чудес, по молитвам святителя Ермогена совершающихся, воздав хвалу дивному и славному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом Православии Российской державе и ныне, в дни благословенного царствования Государя Императора Николая Александровича, благоволившему явить прославлением сего великого иерарха Церкви Российской новое и великое знамение Своих благодеяний православному народу русскому, подносит Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изложил следующее свое решение:


  • мученически скончавшегося Святейшего Всероссийского Патриарха Ермогена признать в лике святых, благодатью Божией прославленных, оставив всечестные останки его под спудом на месте их упокоения;
  • торжественное прославление святителя приурочить к воскресенью, 12 мая сего года, поручив сие совершить первенствующему члену Святейшего Синода преосвященному митрополиту Санкт-Петербургскому Владимиру совместно с преосвященным митрополитом Московским и другими постоянно прибывающими в Москве и нарочито для сего туда имеющими прибыть по своему желанию иерархами;
  • над местом погребения прославляемого угодника Божия устроить особое надгробие и поставить над ним находящийся вблизи места погребения святителя шатер, устроенный усердием и иждивением родоначальника царствовавшего ныне Дома царя Михаила Феодоровича Романова;
  • службу святителю Ермогену составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую святителям, память же его праздновать как в день мученической кончины его — 17 февраля, так и в день торжественного прославления его — 12 мая;
  • на службах церковных при возглашении имени патриарха Ермогена именовать его святителем и объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода.

   На всеподданнейшем докладе о сем Святейшего Синода Государь Император в 4-й день сего апреля соизволил собственноручно начертать: “Прочел с чувством истинной радости”».


   Ко дню торжественного прославления памяти святителя Ермогена в Москву начали стекаться богомольцы из разных мест Православной России. С раннего утра до позднего вечера народ шел, выстаивая продолжительную очередь в Успенский собор, который не мог вместить сразу всех желающих помолиться у гробницы патриарха. Почти безостановочно здесь служились панихиды по святителе Ермогене. Переполнено было народом и подземелье в Чудовом монастыре, под Михайловским собором — место кончины святого Ермогена. Подземелье обращено в храм во имя новопрославленного угодника Божия. Самое место заключения святого Ермогена находится в левой стороне от алтаря, в северо-восточном углу подземелья, и представляет собою маленькую комнатку с крошечным оконцем вверху, с железной решеткой.


Свт. Ермоген в Казани   10 мая в 6 часов вечера с колокольни Ивана Великого, а за ним и во всех церквах Москвы начался благовест к последнему заупокойному бдению по Святейшем Патриархе Ермогене. В Кремле не только Успенский собор, но и самая площадь около собора была переполнена богомольцами. Заупокойное всенощное бдение, «парастас», в соборе совершал первенствующий член Святейшего Синода митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении Макария, митрополита Московского и Коломенского, одного архиепископа, пяти епископов, с двадцатью архимандритами и соборным духовенством. Все священно- и церковнослужители были в белых облачениях. К началу богослужения в собор прибыли Ее Императорское Высочество великая княгиня Елизавета Феодоровна, Его Высочество князь Иоанн Константинович, Обер-прокурор Святейшего Синода В. К. Саблер и другие высокопоставленные лица. «Как только присутствующие в соборе, — пишет на страницах “Церковных Ведомостей” очевидец настоящего торжества, — услышали ектению об упокоении приснопамятного раба Божия Святейшего Патриарха Ермогена, трогательное чувство охватило многих... Приятно и сладостно было помолиться в последний раз о упокоении души того, к которому — пройдет немного времени — будут прибегать с молитвой, прося помощи и заступничества пред Богом».


   В начале 17-й кафизмы духовенство вышло к гробнице патриарха Ермогена, покрытой бархатным покровом. Золоченый шатер, в котором находится гробница, сиял огнями свечей и лампад. Все присутствующие в соборе, вслед за священнослужителями, зажгли находившиеся в руках свечи, а на колокольне Ивана Великого начался грустный погребальный перезвон. Кафизму читали соборные сакелларии — протоиереи; положенные на ней припевы трогательно исполнялись синодальным хором; канон читал протопресвитер собора Н. А. Любимов. В конце всенощной, уже на исходе десятого часа вечера, протодиакон перед гробницей возгласил «вечную память Святейшему Патриарху Ермогену». Когда в ответ послышалось умилительное пение хора: «Вечная память», то молившиеся не могли не почувствовать того глубокого, особенного значения, какое имеет этот возглас по отношению к поминаемому великому святителю Православной Русской Церкви.


   В Чудове монастыре — месте «обещания» и упокоения святителя Ермогена — заупокойное всенощное бдение совершал архиепископ Алексий (настоятель Донского монастыря) в сослужении с одним епископом и несколькими архимандритами. В девять часов утра 11 мая в Успенском соборе, Алексеевском соборе Чудова монастыря и всех храмах Москвы начались последние заупокойные литургии, а вслед за ними — панихиды по Святейшем Ермогене.


   В Успенском соборе литургию совершал митрополит Петроградский и Ладожский Владимир в сослужении Макария, митрополита Московского и Коломенского, трех архиепископов и трех епископов, десяти архимандритов и соборного духовенства. Богослужебные песнопения исполнял синодальный хор древним унисонным напевом, который раздавался в соборе и во дни служения в нем святого Ермогена. Молящиеся наполняли не только собор, но и обширные площади вокруг него и перед Чудовым монастырем. Во время запричастного стиха протопресвитер Н. А. Любимов произнес слово о том, как «народная вера в святость патриарха (Ермогена), возникшая еще среди его современников и беспрерывно проявляющаяся в движении народных масс к гробнице его, приуготовила торжество и его церковного прославления». Свое слово проповедник закончил таким проникновенным призывом, обращенным к слушателям: «Сегодня мы последний раз принесли Бескровную Жертву о упокоении души святителя; сейчас в последний раз мы многогрешные дерзаем принести свои недостойные молитвы о прощении грехов его вольных и невольных... По убеждению верующего сердца народного в эти последние минуты сопребывания святителя с грешным миром человеческим он особенно бывает близким к этому миру человеческому, особенно отзывчив на моления и вздохи верующего сердца молящихся... Припадите же днесь с верою и надеждою к гробнице Святейшего Ермогена, излейте в слезной молитве все ваши скорби и печали, и Всемогущий Господь, молитвами угодника Своего, претворит эти скорби в радость велию, подобно тому, как и настоящее скорбное поминовение усопшего через несколько часов, Бог даст, превратится в светлое торжество церковного прославления святителя Ермогена».


   После литургии сонм святителей во главе с митрополитом Петроградским Владимиром и многочисленный собор священнослужителей вышли к гробнице Святейшего Патриарха Ермогена для совершения панихиды. Панихида служилась полная с чтением 17-й кафизмы; сопровождалась она похоронным перезвоном. «Панихида эта, — по справедливому замечанию одного архипастыря, — скорее напоминала последование утрени Великой Субботы с ее торжественно величавым предчувствием близкого воскресения, чем поминовение покойника». Последний раз протодьякон произнес: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему Святейшему Патриарху Ермогену и сотвори ему вечную память». Последний раз под сводами древнего собора раздается ответное пение «вечной памяти» Святейшему Ермогену, чтобы смениться, и уже до скончания веков, пением: «Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас».


   Служба окончилась в час дня, а с двух часов в Кремле стал наблюдаться все усиливающийся и усиливающийся прилив народа, который густыми вереницами стекался на предстоящее великое торжество через Никольские и Троицкие ворота. В Успенском соборе заканчивались последние приготовления. Помост у гробницы покрыт красным сукном и коврами. К гробнице подвешены драгоценные жертвованные лампады. Как звезды, они мерцают под позолоченной сенью шатра в опустевшем соборе. Перед самой всенощной протопресвитер освятил большую икону святителя Ермогена — вдохновенное произведение художника В. М. Васнецова. Икону поставили на носилках к правому клиросу; лик святителя на иконе закрыли покрывалом.


    С четырех часов дня в Кремль двинулись с пением пасхального канона с разных концов Москвы многолюдные крестные ходы. В шесть часов вечера с колокольни Ивана Великого раздался благовест ко всенощному бдению. Успенский собор наполняется молящимися, среди которых находятся Ее Императорское Высочество великая княгиня Елизавета Феодоровна, Его Высочество князь Иоанн Константинович, Обер-прокурор Святейшего Синода В. К. Саблер и другие высокопоставленные особы Москвы и Петербурга. Со «славою» вступает в собор Блаженнейший Патриарх Антиохийский Григорий IV, которому Господь судил возглавить торжество церковного прославления Всероссийского Патриарха Ермогена. До полиелея всенощная совершалась исключительно воскресная. На литию выходили Блаженнейший Патриарх Григорий, два митрополита, пять архиепископов, один епископ, четырнадцать архимандритов во главе с наместником Троицкой лавры Товией, соборные протоиереи и пресвитеры. Возглас за литией «Услыши ны, Боже» произнес на греческом языке патриарх Григорий; следующую за возгласом молитву «Владыко многомилостиве» произнес митрополит Петроградский Владимир; молитву на благословение хлебов — митрополит Московский Макарий. Во время первой кафизмы начались приготовления к главному моменту торжества: северной дверью из алтаря вышли соборные пресвитеры с запрестольной иконой Богоматери, хрустальными «Корсунскими крестами» и чудотворной Казанской иконой Богородицы, еще пред началом всенощной принесенной из Казанского собора в Успенский для участия в крестном ходе. Протодьякон вынес золотой предносный патриарший крест, украшенный драгоценными камнями. Вокруг Успенского собора по сторонам пути крестного хода, усыпанного цветами, зеленью и свежей травой, стали рядами хоругвеносцы с хоругвями; тут же разместились инородные хоры. Вместо второй кафизмы протопресвитер собора о. Любимов прочел «житие иже во святых отца нашего Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца». Чтение жития о. протопресвитер закончил призывом: «Восхвалим же Господа, дивного во святых Своих. Аминь». Тотчас хор запел: «Хвалите имя Господне». На Ивановской колокольне загудел Царь-колокол, открылись царские врата и из алтаря выступил, направляясь к гробнице патриарха Ермогена, сонм святителей и священнослужителей в нарочито приготовленных к торжеству белых парчовых облачениях с золотыми крестами: во главе — патриарх Антиохийский, два митрополита, шесть архиепископов, десять епископов; за ними следуют двадцать архимандритов, двадцать протоиереев, два игумена, иеромонахи, священники и иеродиаконы. Богомольцы зажгли находившиеся в руках свечи и собор озарился потоками света. Все священнослужащие поместились на особом помосте перед ракою мощей святителя Ермогена. По окончании «Хвалите...» патриарх сделал три земных поклона, снял покров и святительскую мантию с гробницы угодника Божия и зажег первую лампаду над нею; вторую зажег митрополит Владимир, третью — митрополит Макарий; остальные — дежурный сакелларий. Затем сонм священнослужителей, сотворив земное поклонение, громогласно и торжественно воспел: «Величаем тя, святителю отче Ермогене, и чтим святую память твою: ты бо молиши о нас Христа Бога нашего».


Икона Патриарх Ермоген благословляющий   В то же время колокольный звон раздался по всей Москве, оповещая православных жителей столицы о совершившемся церковном прославлении Святейшего Патриарха Ермогена. Одновременно величание святителю запел и народ, наполнявший Кремль. Всех объединила высокая светлая радость. «Казалось, — по словам очевидца, — в эти торжественные минуты само небо соединилось с землей и совместно торжествовало, воспевая победную песнь Промыслителю Богу и прославляя память Его угодника». «Святые минуты, — говорит один из архипастырей-участников торжества, — когда целым сердцем чувствуешь себя сыном родной Руси Святой, верным чадом Церкви-Матери, когда сливаешься с этой Русью, живешь одной с ней жизнью, когда от всей души благодаришь Бога, что родился ты русским, православным и имеешь великое счастье быть таковым на веки».


   Дважды повторил синодальный хор величание святителю вслед за священнослужителями, а потом начался крестный ход кругом собора. Среди хоругвей и других святынь высоко несли икону новопрославленного угодника Божия, а сзади нее — покров с гробницы, на котором святитель Ермоген изображен во весь рост в мантии и с посохом; несли в крестном ходе и икону сподвижника святителя Ермогена — преподобного Дионисия. Необычное по красоте и величию зрелище представляла собой соборная площадь в то время, когда из западных дверей Успенского собора выступил крестный ход. Храмы Кремля и среди них колокольня Ивана Великого сияли разноцветными электрическими огнями. На стене колокольни, над ее галереей ярко горела исполинская надпись: «Радуйся, священномучениче Ермогене, Российския земли великий заступниче!»


    Сотни тысяч возженных свечей, как звезды, теплились в руках наполнявшего Кремль народа; с радостным звоном колоколов всех храмов первопрестольной соединилось пение десятков тысяч богомольцев, в молитвенном восторге величавших вместе с священнослужителями угодника Божия святителя Ермогена. На всех четырех сторонах собора крестный ход останавливается. Сакелларий подает патриарху крест; протодьякон, став против честного креста, возглашает: «Господу помолимся! Рцем вси»; священнослужители трижды поют: «Господи, помилуй». Патриарх осеняет предстоящий народ крестом на все четыре стороны.


   По возвращении крестного хода сонм священнослужителей снова окружает гробницу святителя Ермогена. По «Благословен еси, Господи» и прокимне патриарх читает Евангелие на славянском языке. Затем следует пение пасхального канона, к которому было присоединено и чтение канона новоявленному угоднику Божию святителю Ермогену.


   Как только крестный ход возвратился в Успенский собор, на кремлевских площадях началось под открытым небом совершение всенощных бдений: на Сенатской площади, на Царской площади против Вознесенского монастыря, на той же площади ближе к Ивановской колокольне. Совершались они на особых помостах, окруженных хоругвями. На каждом из таких помостов имелся аналой с иконой святителя Ермогена, убранной зеленью и живыми цветами. В исходе 11 часа окончилось всенощное бдение в Успенском соборе; всенощные же на площадях окончились позднее, потому что позднее и начались, уже после крестного хода. После этих всенощных богоносцы в сопровождении многочисленного народа, шедшего с зажженными свечами и певшего пасхальные гимны и величание святителю Ермогену, возвратились из Кремля к своим храмам. Всю ночь Кремль был переполнен народом, который по очереди допускался прикладываться к гробнице новоявленного угодника Божия в Успенском соборе, и после всенощной шло непрерывное служение соборным духовенством молебнов святителю. Такие же молебны всю ночь служились иноками московских монастырей и на кремлевских площадях перед иконами святителя Ермогена. Всю ночь не умолкало и пение пасхальных песнопений и величаний святителю Ермогену богомольцами, собиравшимися то там, то здесь в отдельные группы.


   «В эту поистине светозарную, спасительную ночь было наблюдаемо и несколько случаев чудесных исцелений. К сожалению, за полной невозможностью по крайней тесноте и многолюдству, исцеления эти, удостоверяемые показаниями очевидцев, остались незарегистрированными с документальной точностью. Так, например, исцелился мальчик, по имени Николай Савельев, восьми лет. Он с двух лет был болен ногами. Два раза был на излечении в больнице; врачи признали туберкулез костей и, по их словам, не было надежды на выздоровление. Больной пришел в Успенский собор на костылях, усердно молился и, приложившись к раке святителя Ермогена, почувствовал облегчение в ногах и вышел из собора без костылей. Исцелился и другой расслабленный мальчик, шести лет, о чем было сделано очевидцами словесное заявление протопресвитеру Успенского собора Н. А. Любимову и старосте собора. Мальчик с двух лет был болен полным расслаблением и не мог ходить; его принесли в собор на полотенце. Когда его приложили к гробнице святителя, то больной встал на ноги и пошел из собора сам, только подпираясь палочкой. Видя это знаменательное чудо, все окружающие исцеленного славили Бога и Его угодника и от умиления плакали».


   В воскресенье 12 мая с самого рассвета снова закипела жизнь в Кремле: опять потянулись в Кремль паломники, и среди них, в чаянии милости Божией, больные, калеки и убогие. В 9 часов с колокольни Ивана Великого раздался благовест к литургии. В Успенский собор прибывают Ее Императорское Высочество великая княгиня Елизавета Феодоровна, Его Высочество князь Иоанн Константинович и высокопоставленные лица. В начале 10 часа со «славою» вступил в собор блаженнейший Григорий, патриарх Антиохийский. Патриарх облачается посреди собора в великолепное белое, шитое золотом, облачение, пожертвованное к настоящему дню Ее Императорским Высочеством великою княгиней Елизаветой Феодоровной. С патриархом литургию совершают: митрополиты — Петроградский и Московский, три архиепископа, три епископа, двадцать архимандритов и протоиереев. После запричастного стиха преосвященный Анастасий, епископ Серпуховской, с большим воодушевлением произнес слово о святителе Ермогене как об истинном пастыре, по завету Пастыреначальника Христа положившим душу за паству свою.


   Торжественные литургии в это время святителями совершались и во всех других храмах Кремля. После литургии были отслужены молебны святителю Ермогену, а затем архипастыри, архимандриты, высшее белое духовенство, а также духовенство Китайского, Сретенского и Пречистенского сороков собрались к Успенскому собору для участия в крестном ходе на Красную площадь. Около часа дня в Успенском соборе начался молебен. Во время пения тропаря святителю Ермогену крестный ход при звоне колоколов всех московских церквей двинулся из Успенского собора, продолжая молебен на пути. Среди святынь находились: предносный крест, хрустальные «Корсунские кресты», запрестольная икона Богоматери; икона Богоматери Казанская из Казанского собора, икона святителей Московских, икона преподобного Дионисия. Икону святителя Ермогена несли на высоких носилках хоругвеносцы Успенского собора — казалось, что икона сама собою тихо и плавно шествует по воздуху; вслед за иконой архимандриты несли покров, лежавший на раке мощей святителя, на котором он изображен во весь рост в мантии и с посохом.

первый Казанский митрополит сщмч. Ермоген   В крестном ходе участвовало до двадцати архипастырей во главе с Антиохийским патриархом и митрополитами Петроградским и Московским и до 400 священников и 300 диаконов и псаломщиков. Все духовенство было в белых облачениях. Впереди духовенства шли до 200 хоругвеносцев с хоругвями; сзади, за патриархом, следовали: Ее Императорское Высочество великая княгиня Елизавета Феодоровна, Его Высочество князь Иоанн Константинович, обер-прокурор Святейшего Синода, начальствующие лица и богомольцы, бывшие в Успенском соборе. По левой стороне пути следования крестного хода были расположены шпалерами войска Московского военного округа со знаменами и музыкой; по правой находились несметные толпы народа; богомольцами были заняты не только кремлевская площадь, но и вся противоположная Кремлю набережная Москвы-реки: тысячи народа желали, хотя издали, принять участие в молитве. Как только показался крестный ход, войска брали «на-караул», музыка играла «Коль славен», и десятки тысяч народа пели величание святителю, благоговейно и с умилением взирая на икону новоявленного угодника Божия; многие падали ниц пред иконою, многие с плачем взывали: «Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас!» У Вознесенского женского монастыря крестный ход был встречен с иконами, хоругвями и пением тропаря святителю Ермогену. У Спасских ворот крестный ход останавливается, протодиакон говорит ектению, и патриарх осеняет наводнившие громадную площадь тысячи народа честным крестом. Икону святителя Ермогена вносят на Лобное место; туда же выходит патриарх со святителями; священнослужители встали двумя рядами до самых Никольских ворот. Патриарх прочел Евангелие на славянском языке и осенил народ на все четыре стороны «воздвизальным» крестом. У Никольских ворот патриарх снова осеняет народ честным крестом. Синодальный хор поет тропарь святителю Ермогену. Через Никольские ворота и Сенатскую площадь крестный ход возвращается в Успенский собор. Святители снова окружают гробницу угодника, и здесь заканчивается молебен. Молитву святому Ермогену в конце молебна с чувством глубокого умиления возгласил митрополит Петроградский Владимир. Во время величания святители и священнослужители прикладываются к гробнице новоявленного угодника Божия. Патриарх Антиохийский восходит на амвон, и богослужение заканчивается провозглашением многолетия, которое синодальный хор исполнил многоразличными напевами.


   Так «исполнилось сердечное желание православных русских людей, удовлетворенное на потребность их сердца, совершилось давно ожидаемое событие: еще раз разверзлось небо над Русью Православной и оттуда в сиянии славы небесной благословил родную землю ее великий печальник, страдалец за нее — Святейший Патриарх Ермоген, являя свое заступление в знамениях и чудесах многих».


   В день церковного прославления святителя Ермогена Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю Александровичу была послана следующая всеподданнейшая телеграмма: «Ныне, в день прославления священномученика патриарха Ермогена, тысячи верных сынов Святой Церкви возносили усердные молитвы угоднику Божию, да дарует Господь его предстательством здравие и благополучие Вашему Императорскому Величеству, Их Величествам Государыням Императрицам, Наследнику Цесаревичу и всему Августейшему Семейству, да утверждаются мир и тишина на земле нашей, да умножаются люди твердые, подобно святителю Ермогену, в стоянии за веру и правду, в готовности положить душу свою за Православную Церковь, за венценосного Самодержавного Царя и за Святую Русь.

   Патриарх Григорий, митрополит Владимир, митрополит Макарий, Владимир Саблер».


   В ответ Обер-прокурором Святейшего Синода была получена следующая телеграмма: «Поручаю вам передать Святейшему Патриарху Григорию, высокопреосвященным Владимиру и Макарию, а также всем, помолившимся за Меня и Мою семью в день прославления священномученика Ермогена, Мою сердечную благодарность. Искренне сожалею, что не мог быть на прославлении. Николай».


Постановление Комиссии по прославлению Святейшего Патриарха Ермогена


   Святейший Синод, с великою радостию встретив весть об утвердившейся в пастве Московской епархии общей уверенности в святости почивающего в Большом Успенском Соборе Святейшего Патриарха Ермогена, поручил митрополиту Московскому приступить к собранию необходимых сведений, которые могли бы служить подтверждением заявлений лиц о полученных ими исцелениях по молитвам к великому святителю, опросив для сего, под присягою, как самих лиц, получивших исцеления, так и лиц, бывших свидетелями этих чудесных действий, и затем собранные сведения представить на рассмотрение Святейшего Синода.


   По получении указа Святейшего Синода, в Москве была организована Комиссия, первое заседание которой происходило в покоях преосвященного Трифона, епископа Дмитровского. В члены Комиссии из духовных лиц вошли: преосвященный викарий Московской Митрополии, наместник Чудова Монастыря архимандрит Арсений, кафедральный протоиерей В.С. Марков, протоиерей И.И. Восторгов и другие, а также несколько светских лиц.


   Комиссия постановила немедленно приступить к тщательному и всестороннему обследованию наиболее выдающихся чудотворений, бывших у гробницы святителя Ермогена. При проверке чудес оказалось, что наличность их была удостоверена надлежащими свидетельскими показаниями и заявлениями врачей. В силу этого, Комиссия поручила И.И. Восторгову составить тропарь, кондак, молитву и службу святителю Ермогену, а также написать житие Патриарха, для раздачи паломникам.


   Затем Комиссия постановила установить празднование по всей России святителю Ермогену в день его мученической кончины, то есть 17 февраля, и в день открытия его мощей, о чем и сообщить во всеобщее сведение. Имя Патриарха в Московской епархии должно поминаться «на отпустах» при всех службах. Вопрос о том, где должно поставить раку с мощами святителя, решился так: оставить ее на том месте, где до сих пор почивает Святейший Ермоген, то есть в юго-западном углу Собора.


   Постановления Комиссии с подробным обследованием чудотворений высокопреосвященным митрополитом Макарием были представлены на благовоззрение Святейшего Синода.


erm1_s.jpg   В светоносный день Светлого Христова Воскресения, 14 апреля сего 1913 года, Святейший Синод обнародовал свое «Деяние», усугубившее радость христиан православных, которое и приводим здесь полностью.

Деяние Святейшего Синода. 

14 апреля 1913 года.

Христос Воскресе!


   Триста лет тому назад, в 17-й день февраля 1612 года, в мрачном и тесном подземелье Московского Чудова монастыря мученически угас яркий светильник Церкви Российской и усердный молитвенник и печальник за народ русский, великий Праведник – Святейший Патриарх Всероссийский Ермоген. Вся жизнь этого мученика – архипастыря, пламеневшего Илииною ревностью о славе Божией и спасении ближних, о благополучии и процветании Родины, являет собою высокопоучительный образец непоколебимой преданности православной вере, беззаветного послушания воле Божией, истинной подвижнической жизни, глубочайшего смирения в отношении к себе и самоотверженной любви к Родине.


   Еще с юных лет навыкнув чтению слова Божия и святоотеческих писаний и изощрив свой ум в благочестивых размышлениях, святитель Ермоген, с приходом в зрелый возраст, решает посвятить себя пастырскому деланию и принимает священническое служение при одной из приходских церквей города Казани. Как муж, по отзыву современников, «зело премудростию украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный», он скоро привлекает к себе общее внимание и любовь всех жителей города Казани и архипастыря архиепископа Казанского Иеремии.


   В 1579 году, во время обретения в городе Казани Казанской иконы Божией Матери, на святителя Ермогена, тогда еще приходского пастыря, как на особо угодного Господу Богу избранника, выпадает счастливый удел – поднять с земли чудесно обретенную на месте пожара икону Царицы небесной, показать ее во множестве собравшемуся к месту обретения народу и затем с крестным ходом перенести ее в соседний храм. Явление иконы Богоматери было тогда великим знамением милости Божией к новопросвещенному Казанскому краю и к лицам, показавшим особое попечение о христианском просвещении косневших во тьме неверия и заблуждений инородцев, и в том числе, прежде всего, к смиренному и кроткому пастырю, впоследствии святителю Ермогену.


   По прошествии восьми лет после этого события святитель Ермоген, влекомый жаждой высших подвитгов в своем служении Христу, принимает иноческое пострижение и, как человек, вполне уже созревший для духовного руководительства, назначается настоятелем казанского Спасо-Преображенского монастыря, а через два года призывается к высокому святительскому служению в сане митрополита Казанского и Астраханского, в каковом сане он является первым из Казанских архипастырей.


   Необычайно было это восхождение святителя, но необычайна была и его ревность в служении к Христу. С возведением в священный сан митрополита, святитель Ермоген, как бы забыв все потребности своего личного существования, весь отдается своему новому служению. С целью удержания новообращенных татар в православии, он с истинно апостольскою простотою и смирением часто собирает их в своих покоях в храме и подолгу отечески беседует с ними об истинах веры, утверждая их в благочестии. Для беспрепятственного удовлетворения духовных потребностей этих новообращенных христиан и для ограждения их от вредного влияния со стороны бывших их единоверцев, он испрашивает царскую грамоту о построении особого храма в городе Казани и о наделении их землею. Целым рядом других мероприятий, направленных к оживлению миссионерского дела в только что присоединенном Казанском крае, он объединяет вокруг себя всех деятелей миссии и личным подвигом самоотвержения и беззаветной преданности своему истинно апостольскому служению воодушевляет всех на подвиг проповеди слова Божия.


    Среди этих самоотверженных святительских забот, среди этих непрерывных миссионерских подвигов святитель Ермоген, этот неоскудеваемый сосуд благодати Божией, как бы в некое утешение за свои апостольские труды, удостаивается от Господа великой милости: он обретает святые мощи святителей и чудотворцев Казанских Гурия и Варсонофия, своих предшественников по религиозному просвещению Казанского края. Это событие глубоко запечатлелось в благочестивой душе Казанского митрополита Ермогена и вдохновило его новою ревностью в его архипастырских трудах.


   Таинственно подготовляемый промыслом Божиим к высокому служению в звании первоиерарха Российской Церкви, святитель Ермоген восходил от силы в силу в своем духовном усовершенствовании и в своих иноческих и миссионерских подвигах.


   В то время назревала великая смута в государстве. Со смертью Бориса Годунова воцарился в Московском государстве самозванец. Являясь орудием хитрых иезуитов, он задумал безрассудный план – ввести на святой православной Руси латинскую веру. В этих видах самозванец старался расположить к себе сердца русских архипастырей, обольщая их всяческими почестями и отличиями, причем, зная об особенной твердости и преданности православной вере Казанского святителя, он особенно желал привлечь его на свою сторону.


   Но не было возможности обмануть или прельстить прозорливого и неподкупного старца-митрополита. Быстро проникнув в лукавые планы самозванца, святитель Ермоген, этот, как его именовали современники, непоколебимый столп и крепкий поборник за православную веру, бодро стал на страже святой веры и добрых преданий родной русской старины, решив мужественно охранять их от возможный покушений на них со стороны врагов Церкви и Родины. Поэтому, когда самозванец, следуя уговору окружавших его иноверцев, заявил о своем желании вступить в брак с лицом латинской веры, без принятия этим лицом православия, и для него в Кремле Московском, этом алтаре России, поставить римско-католический костел, святитель Ермоген, как неустрашимый воин Христов, мужественно воспротивился этому и смело обличал непристойные намерения самозванца. За это был он удален из столицы и сослан в заточение в один из монастырей Казанской епархии. Выпавшая на долю смелого и нелицеприятного святителя кара, принятая им с полной покорностью воле Божией, не была на этот раз продолжительна. Самозванец вскоре погиб, и Русское царство перешло в руки одного из потомков древнего рода Рюриковичей – престарелого князя Василия Иоанновича Шуйского.


   Царь Василий Иоаннович, питая особую любовь и уважение к заточенному святителю, снова вызвал его в столицу, а в тоже время собор русских архипастырей избрал его на кафедру Московского и всея России Патриарха. Святитель Ермоген, в то время уже глубокий семидесятилетний старец, со смирением и преданностью воле Божией приняв это избрание, мужественно вышел на пренадлежавший ему путь стояния за святую веру, Отечество и православного царя.

   С низложением царя Василия с престола положение государства Русского сделалось еще более бедственным: государство осталось вовсе без царя.


   Тогда взоры всех верных сынов России устремились к первосвятительскому престолу, на котором бодро стоял любимый и всеми почитаемый архипастырь – Патриарх Ермоген. Сделавшись во время междуцарствия первым человеком в государстве, он подал решительный голос за избрание царя из среды самих русских бояр, причем особенно указывал на малолетнего сына тогда митрополита Ростовского Филарета Никитича – Михаила Феодоровича Романова. И это указание доблестного Патриарха было пророческим голосом, возвещавшим русскому народу волю Божию.


   Между тем враги православной веры и Церкви мечтали посадить на царский престол польского королевича Владислава. Убедившись в своем бессилии одолеть многочисленных сторонников этого королевича, Патриарх Ермоген решил уступить их желанию, но при том непременном условии, «если, - как он говорил, - королевич крестится и будет в православной вере», - в противном случае он не соглашался дать своего благословения на избрания Владислава.


   Один из приверженцев польского королевича, уговаривая патриарха отступить от своих требований, даже с ножом бросился на него, но бестрепетный святитель, ограждая крестным знамением руку злодея, сказал: «Не страшусь твоего ножа, вооружаюсь против него силою Креста Христова», - и остался непреклонным в своих требованиях. Любящее православную веру и Родину сердце Патриарха предчувствовало те бедствия, которые ожидали бы Россию в случае воцарения в ней лица латинской веры.


   Между тем, стоявшие под Москвою польские войска, опираясь на поддержку изменников родным заветам и на начавшиеся переговоры с Владиславом, вступили в русскую столицу и начали в ней хозяйничать и глумиться над православием.


   С великою скорбию видя поругание от врагов храмов Божиих, Святейший Патриарх Ермоген стал призывать русских людей подняться на защиту веры и Отечества. Голос Патриарха, воплощавшего в себе образ истинного пастыря, начертанный в святом Евангелии, услышан был в разных концах великой страны русской.


   Под влиянием смелых увещаний первосвятителя, народ русский как бы вспомнил временные заветы предков о защите Церкви и Родины: в стране повсюду началось народное движение; составилось стотысячное ополчение, двинувшееся к Москве на освобождение столицы из рук иноверцев. Став перед лицом такого воодушевленного движения, пребывавшие в Москве поляки и перешедшие на их сторону русские, изменившие заветам Родины, потребовали от Патриарха остановить это движение, но неустрашимый старец-Патриарх и здесь не поколебался. На все дерзкие требования и даже угрозы смертию он смело говорил: «Вы мне сулите злую смерть, а я надеюсь через нее получить венец небесный и давно желаю пострадать за правду». Озлобленные враги, видя свое бессилие поколебать твердость святителя, объявили его низложенным с патриаршего престола и бросили в тесную, сырую и мрачную пещеру в подземельях Чудова монастыря, где морили его голодом…


   Но и эти тяжкие страдания не могли сокрушить крепкой, как адамант, воли Патриарха Ермогена, Он и из мрачного подземелья, стоя уже перед лицом грозной смерти, одинокий и беспомощный, продолжал призывать русский народ положить душу свою за дом Пречистыя Богородицы, за святых чудотворцев и вообще за веру православную, обещая всем защитникам ее свое благословение и разрешение грехов в сем веке и будущем. Это уже предсмертное слово мученика Патриарха, сделавшееся известным во всех областях странв Русской, еще сильнее воодушевило православных на борьбу с неверными.


    В то же время поляки и изменники русского народа, не теряя надежды сломить мужество готового уже отойти в небесные обители святителя, снова спускаются к нему в подземелье и снова требуют, чтобы великий праведник своим мощным святительским словом остановил вождей народного движения – князя Пожарского и Минина – от наступления к Москве. Но великий стоятель за православную веру и Святую Русь, Святейший Патриарх Ермоген уже слабевшим от великих страданий голосом сказал мучителям: «Да будут благословенны те, которые идут для очищения Московского государства, а вы, изменники, будьте прокляты».


   И вскоре после этого, от скудного питания и от всех пережитых лишений, великий праведник совершенно изнемог и 17 февраля 1612 года предал свою чистую и праведную душу в руки Божии.


   Так угас великий светильник Церкви Русской, непоколебимый столп и поборник православия, усердный молитвенник и печальник за родную землю, которого еще при жизни прославляли как истинного пастыря, душу своя полагавшего за овцы, как «стоятеля против врагов крепкого и непобедимого, твердого адаманта», как «обличителя на предателей и разорителей христианской веры».


   Память о Святейшем Патриархе Ермогене от дней его кончины и доныне блистает яркой и лучезарной звездой в сердцах верующих сынов России. Православные русские люди в глубине сердца чтут Патриарха Ермогена истинным угодником Божиим и неисчерпаемым сосудом благодати Божией и веруют, что и по отшествии своем в горний мир он остается усердным молитвенником за всех, притекающих к нему с верою и любовию.


   Прилив этой народной веры в святость Патриарха Ермогена и молитвенное почитание его особенно усилились во дни недавней скорби и смуты народной, когда в тягостной тревоге за судьбы Отечества верующие сыны России у гробницы мученика Патриарха, тоже пережившего некогда годину народного смятения, хотели найти себе утешение и облегчение своих тяжелых дум о Родине.


   Но не одна праведная жизнь, завершившаяся венцом мученичества, открыла путь благочестивой ревности и любви к святителю. Православные жители Москвы уже давно являются очевидными свидетелями чудесных знамений, обильно изливающихся на верующих по молитвам к Святейшему Патриарху Ермогену. Народ не только из Москвы, но из разных концов России притекает ныне в первопрестольный храм столицы, ища себе помощи в молитвах издревле чтимого святителя. Целый ряд чудотворений, записанных в особую книгу при Большом Успенском соборе и проверенных расследованием, укрепляет всенародную веру в святость Патриарха Ермогена.


 erm2 (1).jpg  В виду всех этих событий, знаменательно указывающих, что настало лето благоприятное и приспел день светлого торжества для общецерковного исповедания святителя-мученика и чудотворца, православные жители Москвы чрез преосвященного митрополита Московского обратились к Святейшему Синоду с ходатайством о причтении Святейшего Патриарха Ермогена к лику святых Божиих как великого молитвенника за Святую Русь. Представляя эти ходатайства на благоусмотрение Святейшего Синода, Преосвященный митрополит Московский приложил и книгу с записью чудесных знамений, бывших у гробницы Святейшего Патриарха Ермогена.


   Святейший Синод, рассмотрев во всей подробности и со всевозможным тщанием обстоятельства сего особо важного дела, нашел, что многочисленные случаи благодатной помощи по молитвам Святейшего Патриарха Ермогена не представляют никаких сомнений в своей достоверности и по свойству их принадлежат к событиям, являющим чудодейственную силу Божию, ходатайством и заступлением святителя Ермогена изливаемую на тех, кои с верою и молитвою прибегают в своих душевных и телесных недугах к его благодатному предстательству.


   Посему Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности таковых чудес, по молитвам святителя Ермогена совершающихся, воздав хвалу дивному и славному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом православии Российской державе, и ныне, в дни благословенного царствования Государя Императора Николая Александровича, благоволившему явить прославлением сего великого иерарха Церкви Российской новое и великое знамение Своих благодеяний православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изложил следующее свое решение:


  • мученически скончавшегося Святейшего Всероссийского Патриарха Ермогена признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, оставив всечестные останки его под спудом на месте их упокоения;
  • торжественное прославление святителя приурочить к воскресенью, 12 мая сего года, поручив сие совершить первенствующему митрополиту Санкт-Петербургскому Владимиру, совместно с Преосвященным митрополитом Московским и другими постоянно пребывающими в Москве и нарочито для сего чуда имеющими прибыть по своему желанию иерархами;
  • над местом погребения прославляемого угодника Божия устроить особое надгробие и поставить над ним находящийся вблизи места погребения святителя шатер, устроенный усердием и иждевением родоначальника царствующего ныне Дома царя Михаила Федоровича Романова;
  • службу святителю Ермогену составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую святителям, память же его праздновать как в день мученической кончины его, 17 февраля, так и в день торжественного прославления его, 12 мая;
  • на службах церковных при возглашении имени Патриарха Ермогена именовать его святителем;
  • объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода.

   На всеподданнейшем докладе о сем Святейшего синода Государь Император, в 4-й день сего апреля, соизволил собственноручно начертать: «Прочел с чувством истинной радости».


   О сем ныне Святейший Синод и возвещает благочестивым чадам Православной Русской Церкви, да купно с ними воздадут они славу и благодарение дивному во святых Своих Господу Богу, изволившему явить нам нового заступника и чудотворца, да вознесут свои молитвы к новоявленному угоднику Божию святителю Ермогену, дабы предстательством его пред престолом Всевышнего утверждалась в державе Российской преданность православию ко благу всего народа русского, и да почерпнут все верные сыны России в жизни и подвигах Святейшего Патриарха Ермогена, запечатленных всецело преданностью воле Божией и самоотверженною любовью к родной стране и народу русскому, заветы крепкого, даже до смерти, стояния за веру, Родину и царя православного.

Содержание: Перенос мощей патриарха Ермогена в Москву; Память Ермогену; Благодеяния после смерти; Борец за веру; Торжественный день; Постановление коимиссии по праславлению Святейшего Патриарха Ермогена; Деяния Синода; Ермоген-сосуд благодати Божией; Кончина Патриарха Ермогена.