Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея Руси († 1612) -

Патриарх Ермоген

Дни памяти : 12 /25 мая, 17 февраля/(1)2 марта
Дата рождения:1530 г.
Дата смерти:17 февраля 1612 г.
Дата хиротонии:13 мая 1589 г.
Святые мощи находятся в Московском Успенском Соборе
Русская Православная Церковь прославила Патриарха Ермогена в лике священномученика 12 мая 1913г. В 2013 г православные христиане отмечают 100-летие со дня канонизации. 
Сщмч. Ермогену молятся об укреплении веры, в тяжких жизненных обстоятельствах, об исцелении духовно-нравственных недугов, в тяжелых болезнях.




Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея Руси († 1612)

Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея Руси († 1612)

     Сегодня, 18 февраля / 2 марта, Православная Церковь торжественно воспоминает священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси (1530 – 1612 гг.) – великого светильника Духа и духовного вождя русского народа, церковного и общественного деятеля Смутного времени, неутомимого борца за сохранение Православия и единства Российского государства и Церкви, совершавшего своё архипастырское служение XVI – XVII вв., во времена польско-литовской интервенции в России, с захватом поляками части исконно русских земель и преследованием на этих землях Православия с целью насаждения там церковной унии под началом папы Римского, и благословившего русский народ на подвиг освобождения Русской земли от иноземных захватчиков. Предстательством Святейшего 27 октября 1612г. русскими ополченцами было успешно завершено освобождение Отечества от интервентов.
     О происхождении будущего святителя Ермогена (Гермогена, в миру – Ермолая) сведения разнятся: по одним из них он происходил из древнего княжеского рода Шуйских, по другим – из самого многочисленного в России княжеского рода Голицыных, а по иным – из донских казаков. Молодые годы будущего святителя были богаты важнейшими для России историческими событиями: произошло взятие русскими войсками Казани и Астрахани, а также покорение дружиной Ермака Сибирского ханства (с последующим вхождением Сибири и Дальнего Востока в состав Российского государства), в 1547г. с благословения митрополита Макария состоялось венчание на царство Великого князя Иоанна IV Васильевича с совершением над новым государем Таинства Миропомазания, был издан Судебник, стали проводиться первые Земские соборы, и многое другое. Все эти великие события приуготовили будущего российского патриарха к усердному служению на благо Церкви и Отечества.
     Началось это служение в 1570 гг. в г. Казани, где будущий святитель трудился приходским иереем в храме во имя свт. Николая. 8 июля 1579г. в городе произошло чудесное событие – явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Казанская (некогда, во время господства магометан, тайно укрытой в земле благочестивыми христианами), которую священник Ермолай (будущий святитель Ермоген), своими руками «взяв от земли», по благословению тогдашнего казанского архиерея Иеремии с честью перенёс в храм во имя свт. Николая, где он служил. 
     После удаления от мира и принятия им иноческого пострига, с 1582г., будущий святитель подвизался в чине архимандрита в казанской Спасо-Преображенской монашеской обители, а весной 1589г. состоялась хиротония его во епископа, после чего святитель Ермоген был возведён в сан митрополита и назначен на управление Казанской и Астраханской кафедрой вновь избранным Святейшим патриархом Иовом. Возглавив кафедру, митрополит Ермоген развернул обширную миссионерскую деятельность в среде татар-магометан и иных языческих народов прежнего Казанского ханства, проповедуя им истины Православия и приводя их во множестве ко Святому Крещению. В 1594г. на месте чудесного явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы митрополитом Ермогеном был возведён каменный храм, им же была составлена служба Казанской иконе Божией Матери и написано «Сказание» о её чудесном явлении и многочисленных чудесах, произошедших от чудотворного образа Пречистой, а в 1595г. при участии святителя были открыты св. мощи двух казанских чудотворцев, чьи жития были им составлены впоследствии.
     Митрополит Ермоген был весьма почитаем не только в своей епархии, но и в столице. Святитель посетил Москву во время избрания на царство Бориса Годунова, а также принял участие во всенародном молебне, состоявшемся во время правления последнего у стен Новодевичьего монастыря. И вот, 3/13 июля 1606г., в возрасте 70-и лет, постановлением Собора российских иерархов митрополит Ермоген был избран Патриархом Московским и всея Руси. На патриарший престол святитель заступил в тяжёлые для России годы т.н. Смутного времени и тут же вступил в непримиримую борьбу в многочисленными предателями и врагами России, целью которых было порабощение россиян и искоренение Православия на Святой Руси с последующим введением в ней католицизма и униатства. Святитель Ермоген был горячим сторонником правившего в те годы царя Василия IV Шуйского и сильно противился его свержению и семибоярщине, совершая отчаянные попытки организовать избрание нового государя русского происхождения и в числе первых предложив вступить на престол представителю династии Романовых Михаилу. В июне 1608г., когда «Тушинский вор» Лжедмитрий II, второй по счёту самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося в мае 1606г. царя-самозванца Лжедмитрия I (якобы сына царя Иоанна IV Грозного царевича Димитрия), подошёл Москве, первосвятитель обратился к предателям Отечества, поддерживавшим его, с обличительными посланиями, а когда в столице начался голод, повелел открыть для голодавших горожан житницы Сергиева монастыря. В том же, 1608, г. святитель Ермоген благословил насельников Троице-Сергиевой лавры на оборону её от интервентов, которые в сентябре осадили обитель (осада эта длилась год и 4 месяца, но не увенчалась успехом, и в январе 1610г. враг вынужден был отступить). Всё это время первосвятитель слал народу послания, в которых убеждал его в том, что Лжедмитрий II – самозванец, и сподвигал к общенародному восстанию на защиту России от иноземцев. В том же, 1610, году Лжедмитрий II был умерщвлён своими же приближёнными, однако Москва, после заговора бояр (желавших, чтобы на российский престол взошёл польский королевич Владислав, сын Сигизмунда III) и свержения с царского престола Василия Шуйского, была захвачена войсками интервентов. Несмотря на это, первосвятитель Ермоген решительно противился этому избранию, для отвода глаз сторонников королевича предложив ему сначала перейти из католицизма в Православную Веру (от чего тот, не желая разрыва отношений с Римской кафедрой, разумеется, отказался), и вместе с этим служа во всех московских храмах молебны об избрании на царство человека, происходящего «от кровей российского рода», открыто выступая против интервентов и постоянно призывая русский народ к ополчению. Тогда же по его повелению из Казани был привезён список с чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы, ставший святыней российского ополчения. Восстание жителей столицы под предводительством горожанина Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского привело к сожжению города поляками, поспешившими укрыться в Московском Кремле. Они же свергли святителя Ермогена с патриаршего престола и заточили в Чудовом монастыре, находившемся в стенах Кремля. В 1611г. ополченцы начали осаду города, длившуюся много месяцев, и интервенты неоднократно посылали к Святейшему с требованием повелеть ополчению отойти от Москвы и с угрозами в случае отказа предать его смерти. Но святой страдалец, несмотря на угрозы, не сдавал своих патриотических позиций и в последний раз обратился к русскому народу уже из темницы с посланием, в котором призывал его твёрдо стоять в исповедании Православия и, если на то будет воля Божья, то и «души свои положити за дом Пречистой и за веру». Святой страдалец около 9-и месяцев пребывал в темнице в крайне суровых условиях и по истечении этого времени, 17 февраля 1612г., претерпел мученическую кончину от голода и жажды. Весть о такой кончине первосвятителя-священномученика усилило сплочённость ополченцев, и 27 октября 1612г. яростное сопротивление польско-литовских интервентов было сломлено окончательно.
     Честные останки священномученика Ермогена были с честью положены в Чудовом монастыре в стенах Московского Кремля, и когда через 50 лет, в 1652г., рака священномученика была вскрыта, тело святителя было обнаружено совершенно не тронутым тлением и лежало в ней, как живое. Через 2 года, в 1654г., честные мощи великого предстателя и молитвенника о Земле Русской, сщмч. патриарха Ермогена были торжественно перенесены из Чудова монастыря и положены в Успенском соборе Московского Кремля, где почивают и ныне.

Дни памяти сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси:
17 февраля / 2 марта  (переходящая) – 17 февраля / 2 марта (в невисокосный год) и 17 февраля / 1 марта (в високосный год)
12/25 мая – Прославление (1913)
4/17 октября – в Соборе Казанских святых
5/18 октября – в Соборе Московских святителей

Тропарь священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси, глас 4
Росси́йския земли́ пеpвопpесто́льниче/ и неусы́пный о ней к Бо́гу моли́твенниче!/ За ве́pу Хpисто́ву и па́ству твою́ ду́шу свою́ положи́в,/ стpану́ на́шу от нече́стия изба́вил еси́./ Те́мже вопие́м ти:/ спаса́й нас моли́твами твои́ми,// священному́чениче Еpмоге́не, о́тче наш.

Ин тропарь священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси, на прославление, глас 4
Приспе́ день све́тлаго торжества́,/ град Москва́ ра́дуется,/ и с ним Русь Правосла́вная ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ днесь бо свяще́нное торжество́/ в явле́нии честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Ермоге́на,/ я́коже со́лнце незаходи́мое возсия́ светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму искуше́ний же и бед/ от вопию́щих ве́рно:// спаса́й нас, я́ко предста́тель наш, вели́кий Ермоге́не.