13 июля - Собор двенадцати апостолов - Новости Братства сщмч. Ермогена

13 июля - Собор двенадцати апостолов

13 июля - Собор двенадцати апостолов Новости и православные праздники, стихи - изображение

     Сегодня, 30 июня / 13 июля, Святая Православная Церковь чествует Собор славных и всехвальных 12-и апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, брата его, Иуды Иаковля, или Фаддея, брата Господня по плоти, Симона Зилота и Матфия. Св. Церковью, установившей для каждого из них особые даты чествования памяти в продолжение церковного богослужебного года, это совместное почитание их памяти было установлено с самых ранних веков Её существования. Датой этого празднования установлено 30 июня (13 июля по н. ст.) – дата, последующая дню празднования свв. первоверховным апп. Петру и Павлу.
     Слово «апостол» по-гречески значит «посланник» или «слуга», т. е. все апостолы – посланники Господа, те, кто был послан Им на проповедническое служение миру и людям. Также они именовались учениками Христовыми, ибо удостоились при жизни Спасителя находиться в большей, чем прочие, близости к Учителю, и им больше, чем всем прочим, были открыты глубины и тайны Евангельского учения. Они были избраны Спасителем для служения в тот момент, когда Он Сам вступил в подвиг служения Богу и людям – за 3 года до Своей мученической смерти через Распятие на Кресте и Воскресения. С целью открыть людям Свои Божественные премудрость и силу, Спаситель избрал для апостольского служения не кого-то из сильных мира сего, а людей совсем простых и неучёных, бедного и незнатного рода, и сообщил им Свою божественную силу и множество чудесных дарований. Призванные к апостольскому служению, эти люди покинули свои дома и семьи, оставили привычные дела и попечения и безропотно последовали за своим Божественным Учителем. Ещё во время Его земной жизни, а особенно – после Его Распятия и Воскресения, получив в день Св. Пятидесятницы дары Духа Святого, они проповедовали Евангельское учение всему миру, от души разделив со своим Божественным Учителем многочисленные испытания, гонения и скорби, вплоть до мученической смерти за Имя Его.
     Имена апостолов от 12-и во Св. Евангелии перечисляются в повествовании о том, как и где они были избраны Господом (в Деяниях, в главе 1:13–26, эти имена повторены, но без упоминания имени Иуды Искариота, на место которого после его предательства Христа при помощи жребия 12-м апостолом был назначен один из учеников Христовых, именем Матфий). Первыми к апостольскому служению Спаситель призвал Андрея, Иоанна, Иакова, Симона (названного Петром), Филиппа и Нафанаила (Ин. 1:35–49). Самыми же первыми из них Господь призвал Андрея и Иоанна, до того времени бывших учениками св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (Ин. 1:35–40). Пребывая возле Господа, они уверовали в Его Божественную природу, однако после первых знакомства и беседы с Ним на некоторое время продолжили вести свой привычный образ жизни и не оставили своего повседневного занятия (они были рыбаками), при этом удостоившись лицезреть чудеса, совершённые Господом в Галилее, и слышать слова Его проповеди (Лк. 4:31–5:1). Однако произошло переломное событие (а именно – чудесный улов рыбы – Лк. 5:2–12), сделавшее из «ловцов рыбы» – «ловцов человеков», и после этого явного чуда Божия, совершившегося у них на глазах, будущие апостолы приняли решение оставить всё, взять крест свой и последовать за своим Божественным Учителем. У Господа было множество учеников, из них Он избрал ещё шестерых, чтобы дополнить число самых первых и самых близких Своих учеников до тех 12-и, которые, вплоть до взятия Учителя под стражу, уже никогда не расставались с Господом, учась у Него Евангельским истинам и готовясь к дальнейшему проповедническому апостольскому служению.
     Окончательное утверждение 12-и апостолов в вере совершилось, когда ап. Пётр от имени всех исповедал их совместную веру во Иисуса Христа как в Сына Божия (Мф. 16:16). Но и после того, как это исповедание прозвучало, Господу постоянно приходилось утверждать их в вере, так как их неведение Таин Божиих, несмотря на слышимое Божественное Слово и лицезрение многочисленных чудес, совершаемых Учителем, приводило их к маловерию, вплоть до предательства Иуды Искариота, продавшего Божественного Учителя за 30 серебренников и троекратного отречения от Спасителя ближайшего из учеников Его – Петра, уже после взятия Господа под стражу (Мф. 26:69–75). И даже уже по Воскресении Христовом у некоторых из учеников Его время от времени возникали сомнения в вере (Мф. 28:17), так как они понимали Его учение о Царствии весьма приземлённо (Деян. 1:6). Все эти моменты сомнений и неверия, указывающие на людские несовершенство и немощь, свойственные даже избранным ученикам Спасителя, свидетельствуют о том, что лишь с помощью Божьей, силой Духа Святого, людям дана возможность преодоления своей падшей природы и обретения истинного Боговедения.
     Как мы уже говорили, окончательное утверждение апостолов в истинной Вере совершилось в день Святой Пятидесятницы, когда в виде огненных языков на них снизошёл Дух Святой, «научивший их всему» (Ин. 4:26), и только Его Силой, получив Его многочисленные дары, они имели возможность совершать своё апостольское служение миру и людям. В подражание Спасителю, свв. апостолы сподобились претерпеть многочисленные искушения и скорби, неся просвещение иудеям и тем народам, которые ещё пребывали в язычестве, и, устояв среди всех этих тягот и искушений, почти все они, как и Сам Спаситель, были в итоге убиты врагами Божьими, сподобившись вослед за своим Божественным Учителем принятия мученических венцов. Св. ап. Андрей Первозванный за свою проповедь Св. Евангелия был приговорён к распятию на кресте, так же, как и свв. апп. Пётр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Свв. апп. Павла и Иакова Зеведеева приговорили к смерти через усечение мечом, а св. ап. Фому закололи копьями. Мирной кончины сподобился только св. ап. Иоанн Богослов, но и ему за его проповедническое служение и твёрдое исповедание Христа пришлось претерпеть многочисленные страдания: во время жестокого гонения на христиан, воздвигнутого нечестивым римским императором Нероном, он предстал перед языческим судом, на котором ему был вынесен смертный приговор, и его принудили осушить чашу с ядом, а потом бросили в котёл с кипящим маслом, но любимый ученик Христов, милостью Божьей, остался живым и невредимым и затем долгие годы томился в заточении, будучи сослан на пустынный о. Патмос, где он получил Откровение от Господа о событиях, которые должны произойти в конце времён, по-гречески называемое «Апокалипсис». 
     Ныне же, претерпевшие все эти испытания и проповедавшие Евангельское учение во всём мире, апостолы Христовы пребывают на Небесах, вокруг Престола Божия, а в Судный день, воссев на 12-и престолах, они удостоятся вместе со Господом судить всё человечество, всех «живых и мертвых».
     Воспоминая первых 12 апостолов Христовых, соборное празднование которым мы сегодня совершаем, уместно добавить, что, как повествуется во Св. Благовествовании, написанном св. ап. и евангелистом Лукой, Спаситель «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Память их совершается Православной Церковью 4 / 17 января и именуется «Собором 70-и апостолов». Кроме вышеназванных 70-и, по прошествии нескольких лет после Своего Вознесения, Господь призвал на апостольство некого Савла тарсянина, до этого призвания – воинствующего фарисея, принимавшего горячее участие в гонении на христиан, который, невзирая на более позднее избрание, наряду с ап. Петром, удостоился стать первоверховным апостолом, будучи наречён Самим Господом христианским именем Павел.


Возврат к списку