15 января — преставление и второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского - Новости Братства сщмч. Ермогена

15 января — преставление и второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского

15 января — преставление и второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского Новости и православные праздники, стихи - изображение
2/15 января, в 9-й день Святок, Русская Православная Церковь празднует день памяти (день преставления), а также второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского Чудотворца – великого угодника Божия, светильника и молитвенника Земли Русской.

Преп. Серафим был иеромонахом Саровского монастыря, а также основателем и покровителем женской монашеской обители в Дивеево. По ходатайству последнего российского императора Николая II в 1903г. он был прославлен Русской Православной Церковью в лике преподобных. Преподобный Серафим не оставил письменного духовного наследия, однако его духовные назидания, запечатлённые его современниками в воспоминаниях (в частности – в записках дальнего родственника и ученика преподобного Серафима из мирян, помещика Николая Александровича Мотовилова), дошли до наших дней.

Ко всем приходившим к нему за наставлениями преподобный неизменно обращался словами «Радость моя!», и во всякое время года приветствием его любому из встретившихся было «Христос Воскресе!». Преподобный Серафим, в миру – Прохор Исидорович Мошнин (вар. Машнин), родился 19/30 июля 1754г. (по некоторым сведениям – 1759г.) в городе Курске, в богатой и именитой купеческой семье, благочестивой и набожной, но рано оставшейся без кормильца.

Из детства отрока Прохора известны два чудесных события: когда его мать Агафия, после смерти супруга взявшая на себя довершение строительства храма во имя преп. Сергия Радонежского, начатого мужем, осматривала строящуюся колокольню, отрок, бывший рядом с ней, перевесился через перила и, не удержав равновесия, упал с большой высоты. Однако, к радости матери, он остался совершенно невредимым. Таким образом было явлено первое чудо в жизни будущего великого подвижника Духа.

Вторым чудом было исцеление десятилетнего отрока от неизлечимого недуга Самой Пресвятой Богородицей, явившейся ему в видении и пообещавшей исцеление. Некоторое время спустя, когда по городу крестным ходом несли чудотворную икону Пречистой, именуемую «Коренная», её, по чудесному стечению обстоятельств, понесли через двор Мошниных, что дало возможность матери Прохора приложить его к чудотворному образу, после чего болезнь отступила, и в короткое время отрок сделался здоров.

По выздоровлении Прохор стал с особым усердием обучаться грамоте и чтению. О будущей судьбе его как угодника Божия отроку возвестил один местный юродивый, от которого, общаясь с ним, тот научился доброте и смирению. Будучи помощником матери в хозяйстве и торговле, попечение о которых та вынуждена была взять на себя после смерти супруга, Прохор часто посещал храм Божий, много и усердно молился и, чем старше он становился, чем яснее понимал, что почти невозможно совмещать мирские дела и заботы с богоугодной молитвенной жизнью, тем больше он мечтал о монашеском подвиге в уединении.

Мать его, видя благочестивые устремления сына, не препятствовала ему в этом благом деле, и в возрасте 16-и лет юноша принял окончательное решение удалиться от мира. Местом своего подвижничества будущий преподобный избрал Саровскую монашескую обитель, но перед тем, как принять иноческий постриг, он пожелал посетить Киево-Печерскую лавру, чтобы помолиться возле мощей великих угодников Божиих, преподобных Антония и Феодосия Печерских, воочию увидеть подвижническую жизнь современных ему Киево-Печерских иноков, а также получить духовные наставления и испросить благословение у старцев обители.

Благословил его на подвижничество в Саровской обители прозорливый старец Досифей, подвизавшийся в то время в Китаевской пустыни, после чего, вернувшись домой и побыв немного рядом с матерью, будущий святой отправился в Саровскую обитель, куда прибыл в ноябре 1778г. Старец Пахомий, игумен пустыни, принял юного подвижника и назначил ему первое послушание – послушание келейника. Затем молодой послушник поочерёдно трудился в хлебопекарне, в просфорне и столярной мастерской, заготавливал дрова, а также исполнял обязанности будильщика, а затем – пономаря. Всё это время он усердно молился, много читал и жил в строгом воздержании.

Кроме того, тяготея к уединению, он испросил у игумена благословение в свободное от работы время уединяться в лесу, где своими руками сделал себе шалаш, чтобы там предаваться молитве и богомыслию. Прожив в обители около двух лет, Прохор внезапно заболел водянкой, которая продолжалась около трёх лет. Братия монастыря начала уже было опасаться за его жизнь, но и на этот раз с молодым послушником произошло чудесное исцеление: во время Божественной Литургии, сразу после приобщения Святых Таин, ему явилась Пресвятая Дева, сопровождаемая апостолами Петром и Иоанном, после чего болезнь, казалось бы, уже неизлечимая, быстро отступила. На месте явления Богоматери послушнику Прохору был впоследствии выстроен больничный корпус с храмом при нём.

В августе 1786г. игумен обители, старец Пахомий, совершил над Прохором иноческий постриг, дав ему новое иноческое имя – Серафим, а в октябре того же года он был посвящён в сан иеродиакона двумя епископами. По преданию, во время своего иеродиаконства, при совершении Божественной Литургии, будущий святой неоднократно видел в храме сослуживших им с братией Ангелов. В сентябре 1793г. он был рукоположен в иеромонахи. За год до своей кончины игумен обители Пахомий, по просьбе настоятельницы, поручил св. Серафиму попечение о сёстрах женской Дивеевской общины.

Когда игумен Пахомий почил в Бозе, св. Серафим испросил у его преемника, отца Исаии, благословение на пустынножительство и, получив его, поселился в 5-и верстах от монастыря, в деревянной келье в глухом лесу, на берегу речки Саровки, где разбил небольшой огород и трудился на нём, чередуя труд с усердной молитвой, чтением и богослужением. Накануне воскресных дней и праздников он возвращался в монастырь, исповедовался, приобщался Святых Таин и беседовал со всеми, желавшими общения с ним. В уединении преподобный был часто искушаем бесовскими страхованиями, но всегда был спасаем от искушений своим Ангелом Хранителем.

В сентябре 1804г. к его келье подошли трое разбойников и потребовали денег из пожертвований, которые, как они полагали, имеются у подвижника. Преподобный не оказал злодеям никакого сопротивления, несмотря на то, что в руке он держал топор, так как перед этим занимался заготовкой дров. Опустив топор, он дал преступникам избить себя до полусмерти, но обыскав келью святого и не найдя ничего, те устрашились и обратились в бегство. Когда св. Серафим пришёл в себя, то он воздал хвалу Богу и, хотя и был изувечен, помолился за обидчиков, после чего кое-как добрёл до монастыря и там сильно страдал в течение 8 дней, не имея возможности ни заснуть, ни принять пищу.

Врачи, вызванные братией из Арзамаса, увидели, что у преподобного пробита голова, поломаны рёбра и всё тело сильно изранено. Под конец осмотра преподобный лишился сознания и снова удостоился явления Пресвятой Богородицы, сопровождаемой апостолами Петром и Иоанном, к которым, воззрев на св. Серафима, Она обратилась со словами: «Сей от рода нашего». Эти слова Пречистой наполнили преподобного несказанной радостью, и уже к вечеру он смог самостоятельно встать с постели и поесть. Но последствия нанесённых увечий остались у св. Серафима на всю оставшуюся жизнь: из-за повреждённого позвоночника и сгорбленности он не мог ходить, не опираясь на что-либо (так он и изображается на многих иконах – опирающимся на мотыгу или топор).

Пробыв в обители около 5-и месяцев, преподобный снова испросил благословение возвратиться в своё уединение. Через какое-то время злодеи, изувечившие святого, были пойманы, и их хотели наказать по всей строгости, но св. Серафим испросил им помилования, после чего над ними совершился праведный суд Божий: они были из крепостных, и их дома сгорели, а сами они пришли к преподобному просить у него прощения за совершённое злодеяние и его святых молитв.

Во время своего подвижничества св. Серафим дважды отказывался от предложения братии стать настоятелем Саровской обители, а в 1787 году взял на себя ещё более суровый иноческий подвиг – подвиг молчальничества – и более не принимал посетителей, а если в лесу случайно встречал кого-то, то падал ниц и не поднимал лица до тех пор, пока встретившийся ему не уйдёт. Совершил он и ещё один (особый) молитвенный подвиг: 1000 ночей кряду он молился, воздев руки к небу и стоя на ногах или коленях на валуне, который находился на полпути к монастырю. В келье у него был другой камень, где он непрерывно молился днём, прерывая молитвенное бдение только для того, чтобы принять пищу и немного отдохнуть.

По повелению нового настоятеля обители, игумена Нифонта, в мае 1810г. преподобный вынужден был вернуться в обитель, так как совершать предписанные ему переходы из кельи в обитель по воскресеньям и праздникам он, по состоянию здоровья, уже не имел возможности. В монастыре он, по благословению настоятеля, продолжил подвиг затворничества, не выходя из кельи и там же вкушая пищу и принимая приносимые ему братией Святые Дары. В это же время он сам соорудил себе гроб и поставил его посередине кельи, кроме того, по предположениям братии, под одеждой он носил тяжёлые вериги. Спустя 5 лет такого затворничества преподобный ослабил подвиг, чтобы, по повелению вновь явившейся ему Царицы Небесной, служить всем тем из монашествующих и мирян, кто нуждался в его наставлениях и молитвенной помощи.

В ноябре 1825г. Пресвятая Богородица вновь посетила св. Серафима в сонном видении и возвестила ему о том, что он может выйти из затвора. В это же время преподобного стали посещать сёстры из Дивеевской общины, но преподобный не счёл себя вправе прямо вмешиваться в дела общины, полагая, что на это должно быть особое указание Божие. В это же время св. Серафим испросил благословение на жизнь в пустыньке в лесу и, получив его, отправился туда. По дороге ему было новое явление Божией Матери, напомнившей ему о его обязательстве перед сёстрами и обещании, данном им покойному отцу Пахомию. Пресвятая Дева ударила жезлом в землю, откуда тотчас же забил фонтан чистейшей воды, и повелела преподобному основать за селом Дивеево монашескую обитель, куда смогут вступать только девицы, взять из Дивеевской общины 8 сестёр и поселить их в обители.

Для устроения обители следовало оградить место, где будет основана обитель, канавой с валом, выстроить мельницу и кельи, а следом – храм. Сама Пречистая дала устав для обители и обещание взять её под Своё покровительство. На месте, где от удара жезлом Пресвятой Девы забил целебный источник, был сооружён колодец, называемый Серафимовым, а само это место преподобный сделал местом своего подвига. По воскресеньям же и праздникам св. Серафим возвращался в монастырь. Число посетителей преподобного с этого времени всё более возрастало, и он с глубоким вниманием выслушивал всех, приходивших к нему, преподавая им наставления в благочестии и усердно молясь за них. В последний раз Пресвятая Богородица явилась преподобному 25 марта 1831г. и сообщила ему, что время его земного странствия подходит к концу.

Менее чем через 2 года, в первый день 1833г., старец несколько раз выходил к выбранному им месту своего захоронения и там подолгу молился. На второй день братия нашла его уже почившим, стоящим на коленях и сложившим руки на груди крестом. Кончине блаженного Серафима также сопутствовало чудо, которое сподобился увидеть известный старец и молитвенник Филарет Глинский. В Глинском патерике это событие описано так: «Ночью, 2 января 1833 года, стоя на крыльце своей келлии, отец Филарет Глинский увидел сияние на небе и чью-то душу, с пением возносимую Ангелами на Небо. Долго смотрел он на это чудное видение. Подозвав к себе некоторых братий, оказавшихся тут, показал им необыкновенный свет и, подумав, сказал: «Вот как отходят души праведных! Ныне в Сарове почил отец Серафим». Видеть сияние сподобились только двое из братии. После узнали, что, действительно, в ту самую ночь скончался отец Серафим».

Почитание «батюшки Серафима» народом началось задолго до его канонизации, ещё при его жизни. Церковная же канонизация св. Серафима в лике преподобных состоялась через 70 лет после его кончины, 19 июля / 1 августа 1903г., в день его рождения и первого обретения мощей, по инициативе и настоянию последнего российского императора Николая II. Келья преподобного старца, где тот провёл последние дни жизни, находится в Свято-Успенской Саровской обители, внутри храма во имя Пресвятой Троицы.

В обители также хранятся личные вещи преподобного: крест и Евангелие, мантия, суконная шапочка, кожаные лестовки, а также часть камня, на котором молился святой, и скамья. Честные мощи преподобного Серафима были обретены дважды: в первый раз – 19 июля / 1 августа 1903г., после чего они, как и предсказывал сам преподобный, были утрачены, а второй – в 1991г., в Казанском соборе в тогдашнем Ленинграде. Ныне они покоятся в Троицком соборе – главном соборе Серафимо-Дивеевского женского монастыря (опять же сам святой старец перед своей кончиной в беседе с Н. А. Мотовиловым предсказал и это – что «плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивеево»).

Части его честных мощей находятся также в храме во имя великомученика и Победоносца Георгия в Ендове и в Спасо-Преображенском Соловецком мужском монастыре. Возле честных мощей преподобного ныне, как и прежде, совершается множество чудес и исцелений.

Дни памяти преподобного Серафима, Саровского Чудотворца

2 / 15 января – преставление, второе обретение мощей

19 июля / 1 августа – первое обретение мощей

Тропарь преподобному Серафиму, Саровскому Чудотворцу глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Ин тропарь преподобному Серафиму, Саровскому Чудотворцу глас 4

От юности Христа возлюбил еси, преподобне,/ и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси,/ в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,/ умиленным сердцем любовь Христову стяжав,/ Небесным Серафимом в песнословии споборниче,/ в любви притекающим к тебе Христу подражателю,/ темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,/ сего ради вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими, радосте наша,/ теплый пред Богом заступниче,/ Серафиме блаженне.

Кондак преподобному Серафиму, Саровскому Чудотворцу глас 2

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.



Возврат к списку