22 февраля – святитель Иннокентий Иркутский - Новости Братства сщмч. Ермогена

22 февраля – святитель Иннокентий Иркутский

22 февраля – святитель Иннокентий Иркутский  Новости и православные праздники, стихи - изображение
22 февраля Русская Православная Церковь празднует День обретения мощей святителя Иннокентия Иркутского – прославленного чудотворца, первого правящего епископа Иркутской и Нерчинской епархии, ревностного распространителя православной веры и просвещения в Иркутском крае, доброго пастыря, исполненного великого терпения, любви и доброты к своей пастве, борца с пороками и неблагочестием, с язычеством и суевериями. «Светильниче Церкве пресветлый, озаривый лучами доброт твоих страну сию» - так воспевает Церковь этого дивного святого Сибирской земли.

Время жизни и деятельности святителя Иннокентия относится к рубежу XVII-XVIII веков. О родителях, дате и месте его рождения точных сведений не сохранилось. Известно, что святитель Иннокентий родился в Черниговской губернии около 1680 года в добропорядочной и благочестивой семье. По преданию, его предки происходили из рода польских шляхтичей и носили фамилию Кульчицких. При Крещении мальчику было дано имя «Иоанн». Получив начальное образование в семье, Иоанн поступил в Киевскую духовную коллегию (в будущем – академию) и окончил её, предположительно, в 1706-1708 годах. По окончании учёбы будущий святитель был пострижен в монашество с именем «Иннокентий», а затем возведён в сан иеромонаха в Киево-Печерской лавре.

В 1710 году иеромонах Иннокентий был приглашён в Московскую Славяно-греко-латинскую академию в качестве преподавателя словесности, философии и нравственного богословия. Там он находился до 1719 года, а потом был направлен в Петербургский Александро-Невский монастырь. Образованность и благочестие нового иеромонаха привлекли внимание государя Петра I, который намеревался в скором времени открыть в Китае Русскую православную духовную миссию, которую должен был возглавить епископ. На эту должность и был рекомендован иеромонах Иннокентий.

Возведение его в сан епископа, на котором присутствовал сам император Петр I, состоялось 5 марта 1721 года Александро-Невской Лавре, в Троицком соборе. Путь к китайской границе оказался трудным и долгим: отсутствие дорог, суровый климат Сибири, встречи с дикими лесными зверями – всё это пришлось испытать владыке Иннокентию со своими спутниками. Известно, что с ним ещё были направлены в Китай два священника, иеродиакон, пять певчих и три церковнослужителя. Около года добирались миссионеры до Иркутска, где должны были остановиться и ждать последующих распоряжений Синода.

Однако в результате представителям Русской православной миссии было отказано в пересечении границы Китая. Причинами послужили тяжелые исторические условия того периода, политические интриги, недоверчивость и замкнутость китайцев. Так или иначе, но епископ Иннокентий был вынужден на три года задержаться в пограничном с Китаем городе Селенгинске (Бурятия). Местом своего проживания он избрал Троице-Селенгинский монастырь, для которого святитель также сумел немало потрудиться: им была открыта духовная школа, написаны несколько икон.

Наконец, 15 (26) января 1727 года Святейший Синод вынес решение назначить епископа Иннокентия правящим архиереем вновь образованной Иркутской и Нерчинской епархии, которой владыка управлял на протяжении четырёх с небольшим лет, вплоть до своей кончины. Возглавив епархию, Святитель Иннокентий окончательно поселился в Вознесенском монастыре под Иркутском.

Жизненный путь святителя на земле оказался недолгим: он скончался в 1731 году в возрасте около пятидесяти лет. Много скорбей, болезней и невзгод сопровождало святого на этом пути. Родившись в относительно теплом климате, владыка Иннокентий с трудом переносил сибирский холод. При этом непрестанный труд, терпение лишений, несправедливостей и обид также крайне губительно сказывались на его, и без того слабом, здоровье, окончательно подрывали его физические силы. Однако святитель никогда не роптал и всё, что посылал ему Господь, принимал с терпением и кротостью.

Будучи строгим к самому себе и неукоснительно выполняя монашеское правило, он постоянно обращался с увещеваниями к своей пастве, призывая к благочестивой жизни и молитве. Святитель много молился и сам, нередко уединяясь в пещере, которую когда-то выкопал для себя основатель Вознесенского монастыря, преподобный Герасим. Жизнь святого Иннокентия отличалась аскетизмом и простотой. Житие повествует, что одевался он во власяницу, поверх которой надевал кожаный подрясник и пояс. Святитель был незлопамятен и незлобив, поверяя все свои дела и поступки памятью о Христе, и Господь ещё при жизни наделил Своего угодника даром прозорливости и чудотворения.

По преставлении святителя Иннокентия его честные мощи были погребены под алтарём деревянной Тихвинской церкви Вознесенского монастыря и почивали там примерно до 1765 года, когда, в связи с перестройкой храма, гробница с мощами святителя Иннокентия была открыта. Оказалось, что мощи святителя сохранились совершенно нетленными и распространяли благоухание. После многочисленных чудес и исцелений, явленных через святые мощи, святитель Иннокентий в 1804 году был причислен к лику святых, почитаемых всей Русскою Православной Церковью. Святителя Иннокентия считают также покровителем Китая, поскольку именно он был назначен первым архиереем для окормления православных на территории этой страны.

Возврат к списку