7 апреля – святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России - Новости Братства сщмч. Ермогена

7 апреля – святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России

7 апреля – святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России Новости и православные праздники, стихи - изображение
25 марта / 7 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, в светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Русская Православная Церковь чтит память святителя Тихона, епископа Российской Православной Церкви, а с 1917 по 1925 гг. – первого после восстановления патриаршества в нашем Отечестве Святейшего Патриарха Московского и всея России.

25 марта / 7 апреля – день преставления Первосвятителя. Будущий Всероссийский Патриарх Тихон (в миру – Василий Иванович Бел(л)авин) родился 19/31 января 1865 г. в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой и набожной семье священника храма Воскресения Христова, происхождением своим бывшего из потомственных сельских священников, совершавших своё служение ещё во времена первых российских патриархов. В семье Белавиных было трое сыновей, и один из них, будущий Патриарх Всероссийский Тихон, был крещён с именем Василий – в честь свт. Василия Великого. Малой родиной Василия Ивановича Белавина была Псковская земля, где семена Православной веры были посеяны самой равноапостольной княгиней российской Ольгой, и в первые века христианства на Руси столица Псковщины, город Псков, по праву именовался Домом Святой Троицы.

Детские годы Василия совпали с великим для России историческим событием – отменой крепостного права – и протекали в сельской местности, в непосредственной близости к русскому крестьянству и нелёгкому сельскому труду. С детства будущий святитель был глубоко религиозен, редкостно кроток, светел лицом и смирен сердцем и горячо любил Святую Церковь. В Храм Божий родители приносили Василия с первых дней его жизни, и там он, как и все дети священнослужителей, пребывал всё то время, пока совершались богослужения.

В девятилетнем возрасте Василий поступил в духовное училище в г. Торопце, которое окончил в 1878 г., после чего поступил в Псковскую духовную семинарию, которую окончили в своё время его отец и некоторые другие его родственники. Василий был лучшим учеником и гордостью семинарии и с отличием окончил обучение в 1883 г. В 1884 г. он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. За годы обучения в академии получив от однокашников пророческое прозвание «патриарх» и в 1888 г. (в возрасте 23-х лет) окончив академию со степенью кандидата богословия, он вернулся на малую родину, в Псков, где в течение 3-х лет преподавал в родной его душе Псковской духовной семинарии такие дисциплины как догматика, нравственное богословие и французский язык.

В декабре 1891 г., в 26-летнем возрасте, будущий святитель, взяв на себя три иноческих обета – девства, нестяжания и послушания, принял иноческий постриг с именем Тихон (в честь любимого им свт. Тихона Задонского), на следующий день был рукоположен во иеродиакона, а менее чем через неделю – во иеромонаха, после чего получил назначение на должность инспектора Холмской духовной семинарии Варшавской епархии в г. Люблине, в Польше, а потом (уже в сане архимандрита) – и ректора семинарии.

В октябре 1897 г., в возрасте 32-х лет, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Люблинского и назначен викарием Холмско-Варшавской епархии, где вскоре снискал горячую любовь у духовенства и народа (причём, любили его не только православные, но и жившие на территории епархии католики-униаты). Прослужив там около года, молодой архиерей был переведён на управление крупной епархией в Северной Америке, куда входили Соединённые Штаты, Канада и Аляска.

За десятилетие своего служения в должности епископа Алеутского и Североамериканского ему удалось пополнить Св. Церковь многочисленными новыми чадами (как православными, так и переходившими в Православие из других конфессий), упорядочить жизнь православных приходов, находившихся под его юрисдикцией, а также воздвигнуть несколько новых храмов (главным из которых был нью-йоркский кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца) и организовать в Миннеаполисе духовную семинарию для обучения будущих православных пастырей, что сделало его одним из самых чтимых архипастырей Америки.

Во время единственной поездки в Россию за всё время «американского» периода его жизни и служения, епископ Тихон был возведён в сан архиепископа, а в 1907 г. – переведён в одну из самых крупных и древних епархий России – Ярославскую, где принял управление Ярославской кафедрой и был избран почётным гражданином города Ярославля. В 1914 г. владыка был переведён на управление Виленской кафедрой, где, несмотря на преобладание среди населения католиков, вскоре тоже завоевал всеобщую любовь и уважение.

В годы Первой мировой войны владыка бывал на фронтах, случалось ему быть и под обстрелом, и за это ему была присвоена высокая государственная награда. Февральская революция 1917 г. застала святителя Тихона в Москве, где ему как члену Святейшего Синода в то время довелось участвовать в синодальных заседаниях. Прежний состав Св. Синода был вскоре распущен новой властью, которая предоставила народу возможность свободных выборов архиереев на Московскую и Петербургскую кафедры.

На управление Московской кафедрой в июле 1917 г. был избран архиепископ Виленский Тихон, и на него сразу же была возложена обязанность созыва Всероссийского Поместного Собора (который в России не созывался к тому времени около 200 лет). Этот Поместный Собор 1917 – 1918 гг. состоялся под председательством святителя Тихона, незадолго до этого возведённого в сан митрополита, и на заседаниях Собора был вскоре поднят вопрос о реформе церковного управления и возрождении в России патриаршества.

После многих пламенных споров было принято решение об избрании Патриарха Русской Православной Церкви. Соборным голосованием было выделено 3 кандидата, одним из которых был митрополит Московский Тихон. 5/18 ноября 1917 г., по окончании Божественной Литургии в храме Христа Спасителя, перед святым образом Владимирской Богоматери из запечатанного ковчега был вынут жребий, и будущим сщмч. Владимиром, митрополитом Киевским, было озвучено имя избранного Самим Господом Патриарха. Им оказался митрополит Московский Тихон, интронизация которого состоялась вскоре в Успенском Соборе Московского Кремля.

После разгона большевиками Учредительного собрания Патриарх Московский и всея России Тихон оставался единственным законно избранным народным лидером, к тому же горячо любимым народом, однако с приходом к власти большевиков взаимоотношения государственных властей с властями церковными резко обострились, и многие архиереи Русской Церкви подверглись гонениям и даже были расстреляны.

В 1918 г. состоялась историческая поездка святителя Тихона в Петроград, где он был с почестями встречен множеством народа и пробыл около недели, а после того, как произошёл обстрел Московского Кремля и вооружённый захват Александро-Невской лавры в Петрограде, Святейший обнародовал своё знаменитое Послание от 19 января 1918 г., в котором анафематствовал (отлучил от Святой Церкви) всех «безумцев», творивших беззакония против русского народа, с запретом всем таковым приступать к Святым Христовым Таинам, а также выразил резкий протест против воздвигнутых безбожниками жестоких гонений на Веру и Церковь, с разрушением храмов Божиих, захватом церковного имущества и кровавыми расправами над церковным клиром.

В октябре 1918 г. Патриарх Тихон обратился к Совету Народных Комиссаров со словом «обличения и увещания», в котором говорилось о нарушении абсолютно всех обещаний, данных народу большевиками перед тем, как захватить власть, и осуждались кровавые репрессии. В 1918 – 1919 гг. святитель Тихон в своих посланиях к пастве радел о прекращении междоусобной брани, возникшей в среде русского народа, призывая враждовавшие стороны к примирению, придерживаясь аполитичной позиции Св. Церкви в государственных делах, отвергая Её участие в борьбе против власти Советов и призывая чад Её не к вооружённой борьбе с безбожной властью, а ко всенародному покаянию и молитвенному подвигу, и увещевая их «не сходить с пути крестного, ниспосланного Богом, на путь восхищения мирской силы».

Однако несмотря на эти примирительные призывы Святейшего Патриарха Тихона, власти выдвинули ему обвинения в сочувствии и пособничестве белому движению и в контрреволюционных настроениях и, начиная с осени 1918 г. (ознаменованной разгаром красного террора), с обвинением в призывах к свержению Советской власти, вплоть до 1921 г. периодически заключали Первосвятителя под домашний арест с целью изоляции его от паствы и сочувствующих.

Но даже пребывая в заточении, Святейший Патриарх не прекращал писать воззвания к безбожной власти, в частности – воззвания против вскрытия и ликвидации св. мощей, затеянных новоиспечёнными безбожными властями во всероссийском масштабе в 1919 г., а также – о помощи в 1921 г. голодающим Поволжья, которых спасло, в частности, обращение Святейшего к архиереям и всем чадам Русской Церкви, а также к папе Римскому и к архиепископу всея Америки (после которого незамедлительно последовала помощь голодающим многих международных организаций и были собраны пожертвования во многих российских храмах).

Преследование и допросы Святейшего продолжались и во время кампании новой власти по изъятию церковных ценностей, когда Патриарх отказался осудить якобы антиправительственные действия русского духовенства, и во время обновленческого раскола, подготовленного большевиками и грозившего необратимым расколом всей Русской Церкви, когда группой священнослужителей-обновленцев Святейшему было предложено оставить патриарший престол.

В мае 1922 г. оставивший престол Первосвятитель был заточён под строжайшей охраной в одном из помещений на территории Донского монастыря и обвинён в контрреволюционной деятельности и «белогвардейщине», та же часть Русской Православной Церкви, которая оставалась верной Первосвятителю, была наименована «тихоновщиной», а сам Патриарх Тихон именовался теперь не иначе как «бывший патриарх».

В апреле 1923 г. властями было принято тайное постановление о вынесении святителю смертного приговора. Однако Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон был фигурой мирового масштаба, потому смертный приговор был заменён властями и попами-обновленцами на лишение его сана и освобождение его от ареста при условии публичного покаяния, на каковой компромисс Святейший дал своё согласие ради установления церковного мира, а также с целью ещё какое-то время послужить Святой Церкви Христовой, чем снискал ещё бо́льшие народные любовь и уважение.

Однако с этого времени и до конца дней жизнь святителя Тихона всё время была под угрозой, и сильное душевное напряжение в постоянной борьбе с государственными обвинителями и «комиссарами в рясах» (церковными обновленцами) подточили здоровье Святейшего. Написав Завещание, в котором указывались Местоблюстители патриаршего Престола, в декабре 1925 г. Первосвятитель лёг в больницу, откуда иногда выезжал на церковные богослужения. Однако здоровье его слабело, и 7 апреля 1925 г., за 15 минут до полуночи, три раза проговорив: «Слава Тебе, Господи!» и дважды перекрестившись, Святейший тихо отдал душу Господу.

Прощание с почившим Первосвятителем Тихоном, великим архипастырем и молитвенником Земли Русской, происходило открыто, при невероятно большом стечении народа и духовенства. Похоронен Святейший был в Малом соборе московского Донского монастыря. Одним из объяснений «компромиссных» посланий Святейшего Патриарха Тихона русскому народу в скорбные для России времена большевистских гонений на Церковь Христову являются следующие его слова: «Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза», а одно из свидетельств святости почившего главы Русской Церкви – сонное видение, бывшее вскоре по кончине святителя митрополиту Евлогию, который на тот момент был патриаршим экзархом Западной Европы, когда сама Пресвятая Богородица, в сопровождении свт. Василия Великого, небесного покровителя Святейшего, шла за пресветлой душой почившего.

Также известно, что святитель Тихон при жизни сподобился от Господа дара прозорливости и многим предсказывал их будущее. Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон был канонизирован 19 октября 1981 г. Архиерейским собором РПЦЗ, а также 9 октября 1989 г. Архиерейским собором РПЦ и прославлен ими в лике святителей. Честные мощи святителя Тихона, 22 февраля 1992 г. обре́тенные во время восстановительных работ после пожара в Малом соборе Донского монастыря почти полностью нетленными, покоятся ныне в Большом соборе Донского монастыря в Москве.

Дни памяти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского (даты даны по новому стилю):

7 апреля – день преставления 5 июня – в Соборе Ростово-Ярославских святых;
7 июля (переходящая) – в Соборе Санкт-Петербургских святых;
9 октября – день прославления;
18 октября – в Соборе Московских святителей;
18 ноября – день избрания на Патриарший престол. Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.;
9 февраля (переходящая) – в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской;
22 февраля – день обре́тения мощей.

Тpопаpь святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому, глас 1:

Апо́стольских преда́ний ревни́теля/ и Христо́вой Це́ркви па́стыря до́браго,/ ду́шу свою́ за о́вцы положи́вшаго,/ жре́бием Бо́жиим избра́ннаго,/ Всеросси́йскаго патри́арха Ти́хона восхва́лим/ и к нему́ с ве́рою и упова́нием возопи́им:/ предста́тельством святи́тельским ко Го́споду/ Це́рковь Ру́сскую в тишине́ соблюди́,/ расточе́нныя ча́да ея́ во еди́но ста́до собери́,/ отступи́вшия от пра́выя ве́ры к покая́нию обрати́,/ страну́ на́шу от междоусо́бныя бра́ни сохрани́,// и мир Бо́жий лю́дям испроси́.

Возврат к списку