О нас
  • Предназначение Братства
  • Почему мы?
  • Фильм о нашем Братстве
  • Гимн Братства
  • Наше Производство
  • Продажа и обслуживание программ 1С
  • Патриарх Ермоген
  • Вакансии
  • Сотрудники
  • Жизнь Братства
  • Друзья Братства
  • Фонд Патриарха Ермогена
  • О Председателе Братства
  • Благотворительность
Скидки
Прайс-листы
Новинки
Оплата
Доставка
Всё о церковных товарах
Контакты
Новости
Склады и магазины
    8 (800) 550-75-38
    8 (800) 550-75-38Бесплатно по России
    +7 495 488-71-38Москва
    8 (812) 565-81-38Санкт-Петербург
    Заказать звонок
    E-mail
    ermogen@ermogen.ru
    Адрес
    Москва, Черницынский пр-д, д. 3, с. 11
    Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 7Б
    Церковняя лавка: г.Москва, Арбатская площадь, 4
    Покупки со склада завода: Московская область, Орехово-Зуевский р-н, дер. Кабаново, д.144

    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 8:00 до 18:00
    Заказать звонок
    Православный магазин Ermogen.Ru - церковная лавка
    Каталог
    По всему сайту
    По каталогу
    Войти
    0 Сравнение
    0 Избранное
    0 Корзина
    Православный магазин Ermogen.Ru - церковная лавка
    Каталог
    По всему сайту
    По каталогу
    Войти
    0 Сравнение
    0 Избранное
    0 Корзина
    Православный магазин Ermogen.Ru - церковная лавка
    Телефоны
    8 (800) 550-75-38 Бесплатно по России
    +7 495 488-71-38 Москва
    8 (812) 565-81-38 Санкт-Петербург
    Заказать звонок
    0
    0
    0
    Православный магазин Ermogen.Ru - церковная лавка
    • Кабинет
    • 0 Корзина
    • 0 Сравнение
    • 0 Избранное
    • 8 (800) 550-75-38 Бесплатно по России
      • Назад
      • Телефоны
      • 8 (800) 550-75-38 Бесплатно по России
      • +7 495 488-71-38 Москва
      • 8 (812) 565-81-38 Санкт-Петербург
      • Заказать звонок
    • ermogen@ermogen.ru
    • Москва, Черницынский пр-д, д. 3, с. 11
      Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 7Б
      Церковняя лавка: г.Москва, Арбатская площадь, 4
      Покупки со склада завода: Московская область, Орехово-Зуевский р-н, дер. Кабаново, д.144

    • Пн. – Пт.: с 8:00 до 18:00
    Главная | Православное Братство Ермогена | с 1993 года
    –
    О братстве
    –
    Новости Братства Ермогена
    –Камешек с Афона – Православие или язычество?

    Камешек с Афона – Православие или язычество?

    Камешек с Афона – Православие или язычество?
    Некогда христианство пришло в мир, в котором было огромное количество языческих «святынь» - статуи, священные камни, рощи, деревья, животные... Толпы народа приходили к ним с просьбами о земном благополучии: о здоровье, мире, процветании, победе в войне, богатстве, сохранении от опасностей. Как правило, объекты поклонения считались самодостаточными - они были как маленькие божки, которые могут помочь человеку сами по себе. Если говорить о Римской империи, в ней ко времени появления христианства давным-давно существовали огромные языческие центры в Пергаме, Ефесе, Дельфах и других городах, где были целые рынки с религиозной атрибутикой, связанной с местной «святыней» - амулеты, талисманы, статуэтки (кстати, некоторые античные статуи мироточили).

    Вскоре греко-римское (а после и славянское) язычество было повержено Христом. Отказалось ли христианство от самого понятия святыни? Нет – но наполнило его новым содержанием.

    Библия не отрицает того, что Бог может действовать в жизни человека посредством материальных предметов. Например, через жезлы Моисея и Аарона Бог творит знамения и чудеса (см.Исх.4:2-17; 7:9-20; 8:5-17; 9:23; 10:13; 14:16; 17:5-6; Чис.17:2-10). Жертвенник скинии объявляется «святыней великой», причем все, что прикоснется к нему, «освятится» (см.Исх.29:37). Пророк Илия бьет своей милотью (овечьей шкурой) по воде, и она расступается (см.4Цар.2:8). Впоследствии то же делает ученик Илии, пророк Елисей (см.4Цар.2:13-14). После смерти Елисея мертвец, брошенный в гроб пророка, воскресает от прикосновения к его костям (см.4Цар.13:20-21).

    В Новом Завете мы читаем о том, как кровоточивая женщина выздоравливает, дотронувшись до одежды Иисуса (см.Мк.5:30; Лк.8:45). Слепорожденному Христос возвращает зрение, помазав его глаза брением (см.Ин.9:6-7). Исцеления также происходят через головные повязки и опоясания апостола Павла (Деян.19:12). На горе Преображения со Христом преображаются и Его одежды (см. (Мф.17:2, Мк.9:3, Лк.9:29).

    Мы видим, что тварный мир может быть инструментом силы Всевышнего, через него могут действовать нетварные энергии Бога. Мы можем воспринимать благодать Божию посредством вещества – например, в церковных Таинствах, когда Господь действует через воду, елей, хлеб и вино. Именно в этом смысле некоторые церковные писатели называют Православие «религией священного материализма».

    Кроме того, Писание показывает, что Господь иногда благоволит являть Свою силу через некоторые вещи, принадлежащие святым. Мы уже упомянули о головных повязках и опоясаниях апостола Павла – люди прикасались к ним, и исцелялись! Также Церковь знает случаи благодатной помощи Божией от богослужебных облачений подвижников, их одежд, вериг. Не от всех! – но некоторых, через которые Бог явил Свою чудотворную силу.

    Однако чрезвычайно важно понимать, что в нашей вере нет идеи о «напитанности» предмета какими-то энергиями, которые действуют всегда одинаково. Мысль о «накоплении» благодати и «удержании» ее в каких-то материальных объектах чужда христианству. Увы, именно так часто воспринимают святыни многие люди.

    Да, Господь особо присутствует в храме, в церковных Таинствах, святой воде, в святынях Православия. Но при этом вещество не становится автономным источником энергии – через него являет Свою силу Бог, причем в христианине данная сила работает в теснейшем взаимодействии с его верой. И храм, и Таинства, и святая вода существуют только для того, чтобы вместилищем божественных энергий стал человек! Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23) – говорил Христос. Кому говорил? Бездушной материи? Нет – человеку.

    Бог может проявить свою силу через материальный предмет. Он творит чудо, скажем, через какую-то вещь святого - для того, чтобы показать величие этого святого, или для помощи конкретному верующему. Но это вовсе не означает «обожение» вещи, изменение ее состава, или то, что она отныне становится «носителем» и «передатчиком» божественной энергии. В Православии нет учения о материи как об автономном носителе благодати.

    ***

    Часто верующие, съездив в паломничество, привозят с собой какую-то святыньку для молитвенной памяти о поездке. Вполне понятно желание христианина воцерковить и освятить свой быт, окружить себя предметами, связанными с дорогим для сердца подвижником, или с каким-то храмом, монастырем. В таком использовании реликвий нет ничего плохого. Однако если человек считает, что вместе с вещью он доставляет домой благодать, которой «напитана» святыня, и для умножения благодати надо принести побольше таких предметов – есть проблема с языческим сознанием христианина.

    Кроме того, всему должна быть своя мера. У некоторых церковных людей квартиры становятся настоящим складом разнообразных  святынек. Заплесневелые просфоры и сухарики,  всякого рода пузырьки со святой водой, бутылочки с благовонным маслом, землица с могилки угодника Божьего, камешки с Афона, освященные на разных мощах платки, пояски, четки, ладан, шапочки, кусочки ткани, цветочки и лепесточки… Здесь уже чувствуется явно языческий (или иудейский?) перекос религиозного сознания в сторону внешнего очищения и освящения.

    Как правило, такого рода христианство не предполагает любви к Писанию, хорошего знания своей веры, чтения серьезной церковной литературы, проповеди Евангелия. Есть только желание освятиться извне, без какого-либо личного труда. И это уже какое-то странное христианство, совсем не святоотеческого духа. Если верующий по-настоящему узнает и полюбит Библию, Литургию, святых отцов – ему уже не нужны будут камешки и песочек. Православие требует от христианина тяжелых телесных, душевных, духовных усилий по очищению своего сердца и стяжанию Духа Святого – и если человек всерьез займется духовной жизнью, то здесь уже лепесточки, цветочки и землица перестанут его занимать.

    ***

    Порой приходится видеть, как, лобызая мощи, верующие прикладывают к ним свои нательные кресты, или же иконы того святого, перед мощами которого молятся. Понятна народная любовь к прославленному Богом человеку, и желание получить в его лице помощника и молитвенника. Но в таком прикладывании есть какая-то странная идея повторного освящения святыни. Крест и икона уже есть святыня, и такая попытка «добавить» к ней благодати несомненно носит оккультный характер. Просится все тот же термин, из лексикона Джуны и Кашпировского: «заряжание».

    Часто все это попускается и духовенством, и нами, катехизаторами-мирянами, ради немощи только-только пришедшего в Церковь человека. По вере вашей да будет вам (Мф.9:29) – вспоминаем мы слова Христовы. Но ведь вера должна быть православной! До какого предела можно педагогически допускать магическое сознание новоначального? Может быть, лучше объяснять все это верующему сразу, чтобы он с самого начала учился вере правильно?

    ***

    Интересно, что древним христианам было свойственно очень простое отношение к святыням. Например, когда святая равноапостольная Елена обрела Крест Господень, ее сын, равноапостольный Константин, вковал гвозди Креста в свой шлем, и вставил в уздечку своей лошади (см.«Хронография» Феофана, год 5817). Святители Афанасий Великий и Серапион Тмунтский получили в дар от преподобного Антония Великого его одежды. Что же они делали с ними? Хранили с благоговением и… носили! «Каждый из получивших милоть блаженного Антония и изношенную им одежду, хранит, как нечто великое. Ибо взирать на cиe значит как бы видеть самого Антония, а носить это на себе значит как бы с радостью исполнять его наставления» - писал святитель Афанасий в «Житии» Антония Великого. Святитель Григорий Богослов в надгробном слове своей сестре, святой Горгонии, хвалил ее за то, чему бы мы сегодня ужаснулись. Будучи больной, она проникла ночью в помещение при храме, где стоял жертвенник, взяла с него приготовленные к освящению хлеб и вино, и обмазала этой смесью свое тело – из-за чего получила исцеление (см.Слово 8).

    Чем крепче вера, тем более верно расставляются акценты в духовной жизни. Когда Христос на первом месте, все остальное (в том числе и святыни) тоже окажется на своих местах. Если же Христос остается на периферии сознания, то на первый план выходит что-то другое - в том числе и камешки с цветочками.

    ***

    Вновь и вновь верующие знакомые (да еще и с большим церковным стажем!) просят привезти из паломничества: камень, песочек, лепесточек, гвоздь, платочек, шапочку, масличко, святую воду (как будто она не одна и та же везде). И отказать неудобно, и в то же время думаешь: ну зачем все это христианину, у которого есть храм, Литургия, Библия? Значит, он еще не открыл для себя сокровищ храма, Литургии, Библии. Да, у каждого своя мера, и все начинают с малого – пусть даже и с лепесточков. Но беда-то в том, что многие остаются на уровне «лепесточков» всю жизнь. И думается: неужели Христос умер для того, чтобы мы завалили камешками и поясками квартиру, и на этом этапе наше познание Господа закончилось?

    Будем помнить, что язычество способно мимикрировать под Православие, и проявлять себя в нашем неверном отношении к материальным святыням. Дай Бог, чтоб наша любовь к христианским реликвиям была связана с горячей любовью к Сладчайшему Иисусу, и основывалась на истинно православной вере. Тогда почитание святынь займет свое место в иерархии духовной жизни, и действительно поможет нам в деле спасения души.

    Сергей Комаров

    http://radonezh.ru/analytics/kameshek-s-afona-pravoslavie-ili-yazychestvo-177097.html
    Назад к списку
    • Предназначение Братства
    • Почему мы?
    • Фильм о нашем Братстве
    • Гимн Братства
    • Наше Производство
    • Продажа и обслуживание программ 1С
    • Патриарх Ермоген
    • Вакансии
    • Сотрудники
    • Жизнь Братства
    • Друзья Братства
    • Фонд Патриарха Ермогена
    • О Председателе Братства
    • Благотворительность
    Великий пост
    Воздвижение
    выставка
    Выставка по завету Князя Даниила
    князь Даниил
    Купить ладан
    купить лампадное масло
    Ладан
    лампадное масло
    лампадное масло Братство Ермогена
    Лампадное масло дешево
    низкие цены лампадное масло
    Новинки
    Православное Братство священномученика Ермогена
    православные праздники
    православный праздник
    праздник Сретения
    праздники
    Смирна
    Сретение
    Сретение Господне
    стихи
    Подпишитесь на рассылку наших новостей и акций
    Подписаться
    Подписаться
    на новости и акции
    Интернет-магазин
    Каталог
    Акции
    Новости
    Карта продаж
    Магазины
    Поставщикам
    Вакансии
    Блог протоиерея Дмитрия Смирнова
    Конфиденциальность
    Информация
    Реквизиты
    Оплата и доставка
    Отзывы
    Статьи
    Партнеры
    Контакты
    Помощь
    Условия оплаты
    Условия доставки
    Контакты
    8 (800) 550-75-38
    8 (800) 550-75-38Бесплатно по России
    +7 495 488-71-38Москва
    8 (812) 565-81-38Санкт-Петербург
    Заказать звонок
    E-mail
    ermogen@ermogen.ru
    Адрес
    Москва, Черницынский пр-д, д. 3, с. 11
    Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 7Б
    Церковняя лавка: г.Москва, Арбатская площадь, 4
    Покупки со склада завода: Московская область, Орехово-Зуевский р-н, дер. Кабаново, д.144

    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 8:00 до 18:00
    ermogen@ermogen.ru
    Москва, Черницынский пр-д, д. 3, с. 11
    Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 7Б
    Церковняя лавка: г.Москва, Арбатская площадь, 4
    Покупки со склада завода: Московская область, Орехово-Зуевский р-н, дер. Кабаново, д.144

    © 2025 Православное Братство сщмч. Ермогена, 1993-2025
    Конфиденциальность
    Оферта
    Главная Каталог 0 Корзина 0 Избранные Кабинет 0 Сравнение Акции Контакты Услуги Бренды Отзывы Компания Лицензии Документы Реквизиты Поиск Блог Обзоры
    Готовые конфигурации
    Устанавливайте готовые тематики или выбирайте конфигурации. Они помогут быстро запустить сайт. Продумано все — структура, расположение баннеров, вид списка, отображение карточки товара и текст.
    Точная настройка
    Управляйте настройками из публичной части. Выбирайте внешний вид элементов и разделов, включайте, отключайте и передвигайте блоки. Изменяйте дизайн сайта в 1 клик.