Яндекс.Метрика
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы - Новости Братства сщмч. Ермогена
0

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы Новости и Православные праздники
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

     Светлую седмицу на 8-й день по праздновании Святой Пасхи Господней завершает особое торжество, именуемое в Православии Антипасхой, что в переводе означает «вместо Пасхи» или «вторая Пасха». В этот день Св. Церковью воспоминается также явление воскресшего Спасителя апостолу Фоме, отказывавшемуся до этого события веровать в Воскресение Божественного Учителя. На 8-й день после Своего Светлого Воскресения Спаситель снова явился своим ученикам, и среди них – апостолу Фоме, чтобы, дав ему вложить персты в Свои раны, засвидетельствовать ему и всем остальным, что Он есть воистину Воскресший из мертвых по Плоти Сын Божий. Первое воскресенье после Светлого праздника Пасхи Господней в церковном календаре носит наименование Антипасха, а также Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы, или Фомино воскресенье. В народе этот день называется также «Красной горкой». 
     Наименование Антипасха означает «вместо Пасхи» или «вторая Пасха» – это своеобразное обращение к прошедшему Пасхальному торжеству, как бы повторение его на 8-й день после Дня Светлого Христова Воскресения. Завершение Светлой седмицы празднуется особо уже с апостольских времён. Также этот день именуется Неделей св. апостола Фомы или Фоминой неделей, в воспоминание о чудесном уверовании в Воскресение Христово одного из 12-и ближайших учеников Спасителя, св. апостола Фомы. Крестная смерть Спасителя повергла этого ученика Христова, будущего апостола Фому, в глубокую печаль и уныние, будто утвердив его в убеждении, что он более никогда не увидит своего Божественного Учителя. На все свидетельства остальных учеников Господа о Его Воскресении из мертвых апостол Фома отвечал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). На 8-й день после Своего Воскресения Спаситель явился апостолу Фоме и ещё прежде, чем тот успел вопросить Его о чём-либо, показал ему Свои раны и дал вложить ему в них свои персты, тем самым ответив на его невысказанные вопросы. После этого вера возгорелась в сердце Фомы, и апостол воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», исповедав этими словами не только веру в Светлое Воскресение Христово, но и веру в Его Божество – в то, что Христос есть воистину Сын Бога Живаго. Согласно церковному преданию, св. апостол Фома впоследствии основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев своё апостольское служение проповеди Евангелия Христова мученической кончиной: в наказание за то, что апостол обратил ко Христу сына и супругу правителя индийского города Мелиапора (Мелипура), он был схвачен, заключён в темницу, после чего, претерпев жестокие мучения за Веру Христову, был пронзён 5-ю копьями и, восславив Господа, отдал Богу дух свой. 
     Начиная с Фомина воскресенья Православной Церковью после долгого великопостного перерыва и Светлой седмицы возобновляется совершение Таинства венчания. На Руси именно на этот день, на Красную горку, приходилось больше всего свадеб, а также устраивались сватовства и народные гуляния.

Пасхальный период

     Завершая само Пасхальное торжество последующей седмицей, Св. Церковь продолжает празднование его ещё 32 дня – до самого праздника Вознесения Господня. Весь этот отрезок времени (40 дней после Пасхи) также считается Пасхальным, и всё это время православные христиане приветствуют друг друга пасхальным возгласом «Христос Воскресе!» и ответным возгласом «Воистину Воскресе!». С самого первого Пасхального дня, Дня Светлого Воскресения Христова, до вечерни Дня Святой Троицы (иначе – Святой Пятидеся́тницы, которая празднуется на 50-й день после Пасхи Господней) преклонение колен и земные поклоны не совершаются, а Пасхальные песнопения поются в храмах до дня празднования Вознесения Господня (40-го дня после Светлого Христова Воскресения).

Возврат к списку