Неделя 5-я Великого поста – преподобной Марии Египетской - Новости Братства сщмч. Ермогена

Неделя 5-я Великого поста – преподобной Марии Египетской

Неделя 5-я Великого поста – преподобной Марии Египетской Новости и православные праздники, стихи - изображение
В 5-ю неделю Великого поста, Православная Церковь чтит память преподобной Марии Египетской – великой христианской святой V – VI веков, пустынницы и отшельницы, называемой церковными песнотворцами «светильником покаяния» и являющей собою для всех христиан высочайший пример этого покаяния и великой милости Божьей к кающимся грешникам.

Преподобная Мария в народе считается также покровительницей всех кающихся женщин. Православные молятся этой святой об избавлении от греховных страстей (особенно – от блудной страсти), а также – о выборе верного жизненного пути в отроческие и юношеские годы, и вообще – об ограждении от всякого зла. Дни памяти преподобной Марии Египетской – переходящая дата в 5-ю неделю Великого поста и день преставления.

Будущая преподобная Мария родилась в Египте в середине V-го века от Р. Х. Будучи двенадцатилетней отроковицей, она оставила родительский дом и поселилась в столице Византийской империи, Александрии, где около 17-и лет провела в блудодеяниях и разного рода греховных телесных услаждениях, после чего, чудесным образом призванная к покаянию Самим Господом, преподобная 37 лет провела в пустыне Иорданской, питаясь кореньями, претерпевая голод, холод и зной, первые 17 лет пребывая в жесточайшей борьбе с греховными страстями и всё это время совершенствуясь в добродетелях глубочайшего покаяния и смирения.

О своей жизни преподобная Мария Египетская сама рассказала одному палестинскому иеромонаху, преподобному авве Зосиме, который во время Святой четыредесятницы, за 2 года до её блаженной кончины, встретил святую отшельницу в Иорданской пустыне (жизнеописание преподобной впоследствии было включено в житие преп. Зосимы). После откровенного рассказа о своей жизни преподобная Мария попросила старца Зосиму, чтобы в следующем году, в Великий четверг, он принёс из обители, где он подвизался, Святые Дары и приобщил её Святых Христовых Таин в день, когда Сам Спаситель на Тайной Вечере причастил Своих ближайших учеников, свв. Апостолов. Авва Зосима пришёл в пустыню в назначенный день и ожидал святую подвижницу на берегу реки Иордан.

Наконец, он увидел, как преподобная Мария подошла к реке и, перекрестив воду, пошла по ней, как по суше. Приобщившись Святых Таин, святая отшельница попросила авву прийти к ней в пустыню и на следующий год. Святой Зосима, явившись через год на условленное место, нашёл преподобную уже бездыханной. Рядом с её честными останками на земле было начертано: «Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1-го апреля».

Святой старец поступил так, как было начертано, и предал честные останки преподобной земле там же, в пустыне, а вырыть могилу для погребения ему помог своими лапами дикий зверь – лев, также пришедший почтить блаженную кончину святой подвижницы. Всё это совершилось 1-го апреля, в 521 – 522 гг. (по иным сведениям – в 524 г.). Преподобный авва Зосима вернулся после всего этого в свою монашескую обитель (в Иорданский монастырь во имя св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна – Иоанна Предтечи) и поведал всем о великой подвижнице Духа, преп. Марии, после чего игуменом Иоанном и братией обители было решено чтить память преподобной и праздновать день её преставления.

Житие преподобной Марии Египетской было впоследствии составлено святителем Софронием, Патриархом Иерусалимским, который, вероятно, услышал о жизни и подвигах святой угодницы Божией от учеников преп. аввы Зосимы. На Вселенском Соборе 692 г. в Константинополе святителем Андреем Критским был представлен написанный им Великий Покаянный канон, а совместно с ним – житие преподобной Марии Египетской – как образец христианского покаяния, после чего, с начала VIII в., Византийской Церковью было установлено одно из самых важных богослужений Великого поста – утреня четверга 5-й седмицы, на которой полностью читается Великий Покаянный канон, который дополнен житием преп. Марии Египетской и тропарями в честь преподобной.

На Святой Руси это богослужение получило народное наименование «Стояние Марии Египетской» или «Мариино стояние». В XVI – XVII вв. во время «Марииного стояния» совершались земные поклоны (когда верующие падали ничком на пол храма), а продолжительность богослужения доходила до 10-и часов. После реформы патриарха Никона земные поклоны были заменены на коленопреклоненные, а продолжительность службы была сокращена до 7-и часов. Эта служба и в наши дни является одной из самых любимых русскими православными верующими.

Части честных мощей преподобной пребывают ныне в храмах в разных европейских городах. Преподобная Мария Египетская является Небесной покровительницей московского Сретенского монастыря, который был основан в 1397 г. возле единственного в Москве деревянного храма в честь этой святой, возведённого в 1385 г., где с 1707 года и поныне в серебряном ковчеге хранится часть честных мощей преподобной.

Память преподобной Марии Египетской, кроме дня её преставления 1-го апреля (14-е апреля по новому стилю), почитается также в четверг и в воскресенье 5-й недели Великого поста (даты переходящие).

Возврат к списку