Особенности 5-й седмицы Великого поста - Новости Братства сщмч. Ермогена

Особенности 5-й седмицы Великого поста

Особенности 5-й седмицы Великого поста Новости и православные праздники, стихи - изображение
     8-го апреля, в понедельник, следующий за Неделей Иоанна Лествичника, начинается 5-я седмица Великого поста, продолжающаяся в 2019г. до воскресного дня 14 апреля – 5-й Недели Великого поста, именуемой православными верующими Неделей Марии Египетской. На 5-й великопостной седмице Св. Церковью установлено совершать особые храмовые службы – наиболее длительные по времени, которые сопровождаются многочисленными земными поклонами и покаянными молитвами. Эти богослужения верующие именуют «самыми великопостными». Священные песнопения, которые на богослужениях 5-й седмицы возносят священнослужители в храмах, переданы Св. Церкви в VII и VIII вв. свт. Софронием Иерусалимским, свт. Андреем Критским, а также преп. Феодором и свт. Иосифом Студитами.
     В понедельник 5-й великопостной седмицы, который в 2019г. совпадает со днём отдания светлого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Православная Церковь празднует Собор Архангела Гавриила – одного из семи Архангелов Божиих, неотступно предстоящих Господу и пребывающих у Престола Господня. Богослужение в день отдания празднования Благовещения начинается с малого повечерия, во время которого священником читается «Честнейшая». После этого произносится молитва Святого Ефрема Сирина с земными поклонами. Далее идёт утреня, а на девятой песни канона вместо «Честнейшей» поются торжественные запевы. 
     Вечером среды 5-й седмицы Великого поста совершается особая церковная служба, среди которой (единожды за весь церковный год) прочитывается полностью Великий покаянный канон свт. Андрея Критского, отдельными частями уже читавшийся с понедельника по четверг 1-ой великопостной седмицы, а также канон преп. Марии Египетской. В связи с этим утреннее богослужение четверга в народе называется «Андреевским стоянием», а также «Стоянием Марии Египетской» или «Марииным стоянием». Великий покаянный канон – это крупное произведение православной богослужебной гимнографии, содержащее в себе, помимо собственных, а также собранных свт. Андреем Критским воедино многочисленных святоотеческих размышлений о грехе и покаянии, около 250-и тропарей (при том, что, по обыкновению, в канонах содержится около 30-и тропарей), почему он и получил наименование «Великий». По содержанию это сердечный плач кающегося в грехах человека, призывающий православных христиан к сугубому покаянию и подвигу постного воздержания. Читается Великий канон в этот день полностью с благой целью – подать верующим благодатную помощь и духовные силы к продолжению и завершению великопостного подвига. С этой же благой и богоугодной целью в этот день читается и Житие великой христианской постницы и отшельницы V – VI вв., преп. Марии Египетской, всей своей жизнью являющей нам пример глубочайшего покаяния, сердечного сокрушения о грехах и борьбы с ними, а также – пример беспредельных человеколюбия и милости Божией к кающимся грешникам. 
     Итак, на утрене четверга 5-й седмицы Великий канон святителя Андрея Критского прочитывается целиком. Также читается Житие преп. Марии Египетской (память – 1/14 апреля), подвигами покаяния, телесного воздержания и духовного совершенствования восшедшей из греховной бездны на недосягаемые высоты святости и уподобившейся этой святостью бестелесным Небожителям. Жизнеописание преп. Марии было составлено св. Софронием, патриархом Иерусалимским, а свт. Андрей Критский представил это жизнеописание вместе с написанным им Великим покаянным каноном на VI-м Вселенском Соборе, созванном в 692г., и с этого времени Св. Церковью было установлено совместное чтение Великого канона свт. Андрея и Жития преп. Марии Египетской. Впервые во время церковного богослужения Великий покаянный канон был прочитан во время страшного стихийного бедствия – сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 740г., и, по некоторым сведениям, был включён св. Феодором Студитом в созданную им тогда же Постную Триодь. С тех пор Великий канон и стал читаться Великим постом. Однако точное время его чтения изначально установлено не было. Великий канон звучал либо частями с понедельника по пятницу 5-й великопостной седмицы, либо в 5-е воскресенье Великого поста, либо в четверг 5-й седмицы (эта практика дошла и до наших дней). В четверг, в связи с прочтением в храме Великого покаянного канона, установлено совершать Литургию Преждеосвященных Даров, а также установлен не великопостный, а праздничный колокольный звон, сопровождающий богослужение. 
     Суббота 5-й седмицы именуется православными верующими «Субботой Акафиста», а субботнее богослужение носит наименование «Похвала Пресвятой Богородицы». В этот день на утрене 4-мя частями читается акафист Пресвятой Богородице (в память Её Небесного заступления и избавления в VII веке Константинополя при осаде города сарацинами и скифами, произошедшего именно в эти великопостные дни, в 626г.).
     В 5-ю Неделю (в 5-е воскресенье) Великого поста (в 2019г. это 14 апреля), Св. Церковь чествует преп. Марию Египетскую, великую пустынницу конца V – начала VI вв. (+ 530г.), в её лице предлагая нам образ подлинного покаяния и давая нам надежду на величайшую милость Божию к искренне кающимся. Преп. Мария Египетская также считается в народе небесной покровительницей всех женщин, кающихся во грехах и приносящих достойные плоды покаяния.

Тропари преподобной Марии Египетской из Великого покаянного канона:
Тропарь 1
Всем усердием и любовию притекла еси Христу, первый греха путь отвращши, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди.
Тропарь 2
Да страстей пламень угасиши, слез капли источала еси присно, Марие, душею распаляема, ихже благодать подаждь и мне, твоему рабу.


Возврат к списку