Преподобные Ефрем Сирин, Едесский, иеродиакон († 373) и Исаак Сирин, Ниневийский, епископ († ок.700) - Новости Братства сщмч. Ермогена
0

Преподобные Ефрем Сирин, Едесский, иеродиакон († 373) и Исаак Сирин, Ниневийский, епископ († ок.700)

Преподобные Ефрем Сирин, Едесский, иеродиакон († 373) и Исаак Сирин, Ниневийский, епископ († ок.700) Новости и Православные праздники
     Сегодня, 28 января / 10 февраля, Православная Церковь чтит память двух святых, в разное время причисленных Ею к лику преподобных, двух аскетов-отшельников, Учителей Церкви и церковных писателей – Ефрема Сирина и Исаака Сирина. Оба эти светильника Духа жили и совершали своё подвижническое служение на Ближнем Востоке и создавали свои церковно-литературные произведения на сирийском языке, однако происходило это в разное время: преп. Ефрем жил и подвизался в IV веке, а преп. Исаак – в VII. Преп. Ефрем Сирин как раннехристианский подвижник почитается не только православными, но и католиками (день памяти – 9 июня). Преп. Исаака Сирина Ниневийского (день памяти – 28 янв. / 10 февр.) не нужно путать с Исааком Сирином Сполетским (день памяти – 12/25 апреля).
    
     Преподобный Ефрем Сирин (Сириянин, «Сирийский пророк»), Едесский, иеродиакон

     Преп. Ефрем Сирин родился в самом начале IV века в Междуречье, в г. Низибия, в благочестивой христианской семье. Ещё в юные годы он, желая молитвенного уединения, удалился из мира в горы, находившиеся в окрестностях Низибии, и вступил в подвиг отшельничества, став одним из учеников великого аскета и обличителя арианской ереси, святителя Иакова (день памяти – 13 января), у которого находился в послушании 14 лет, проповедуя в храме и преподавая в духовном училище для детей, и вместе с которым в 325г. принял участие в I Вселенском Соборе (Никейском). Когда в 363г. его родной город был завоёван персами, он удалился на север, в одну из монашеских обителей, находившуюся в Малой Азии, недалеко от г. Едессы. В этой обители он прожил всю оставшуюся жизнь, вплоть до своей блаженной кончины в 373г., в строгом подвижничестве и непрерывном чтении Священного Писания. В этот период им было написано множество духовных сочинений, в частности, его известнейший экзегетический труд – толкование на Пятикнижие Моисеево. 
     Как гласит предание, в молодые годы преп. Ефрем обладал весьма раздражительным нравом, но годами уединённого подвига в молитве и богомыслии, а также подвига истинного покаяния ему удалось достигнуть высочайших христианских добродетелей – подлинных кротости и смирения. Сам преподобный смиренно считал и называл себя человеком «неучёным и малоосмысленным», тем не менее его «учёность» изумляла даже великого Учителя Церкви, свт. Василия Великого, ибо для того времени он был весьма образованным человеком, изучившим не только многие произведения христианской литературы, но и литературы «эллинской», а в его проповеднических трудах нередко встречается мысль о величайшей пользе образования. В последние годы жизни святителем Василием Великим преподобному было предложено посвящение во пресвитера, но тот смиренно отказался, считая себя недостойным священнического сана и приняв по настоятельной просьбе свт. Василия лишь посвящение в сан иеродиакона.
     Преподобный Ефрем Сирин был не только блестящим оратором своего времени, но и оставил после себя обширное церковно-литературное наследие. Ещё при жизни преподобного многие его труды переводились на греческий и зачитывались в храмах после глав из Священного Писания (каковой чести удостоились весьма немногие из церковных писателей). Центральное место в корпусе написанного им занимают его экзегетические произведения, а именно – толкования на книги Священного Писания. Также бесценны его богословские труды и произведения религиозно-нравственного характера – проповеднические и пророческие (особенно ценна его проповедь покаяния). Также преподобный оставил миру обширное поэтическое наследие – до нас дошло около 400 его гимнов, множество гомилий, а также возвышенных текстов молитв, в частности – знаменитая «молитва Ефрема Сирина», читаемая православными во все дни Великого поста.

День памяти преп. Ефрема Сирина празднуется Православной Церковью один раз в году – 28 января / 10 февраля.

Тропарь преп. Ефрему Сирину, Едесскому, иеродиакону, глас 8
Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Ефре́ме о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преп. Ефрему Сирину, Едесскому, иеродиакону, глас 2
Час при́сно прови́дя Суда́,/ рыда́л еси́ го́рько, Ефре́ме, я́ко любобезмо́лвный,/ де́лателен же был еси́ в де́лех учи́тель, преподо́бне.// Те́мже, о́тче всеми́рный, лени́выя воздвиза́еши к покая́нию.

     Преподобный Исаак Сирин (Исаак Ниневийский), епископ

     Преп. Исаак Сирин жил и подвизался на 3 века позже своего великого предшественника, преп. Ефрема Сирина. О жизни его сведений в церковной историографии сохранилось немного: вплоть до ХVIII века известны были только его имя и тексты его духовно-литературных сочинений. Некоторые краткие сведения о нём появились у церковных историков только тогда, когда было найдено его жизнеописание, написанное на арабском языке. И только в самом конце XIX века стало известно произведение сирийского историка Иезудены, жившего в VIII веке, в котором, среди многого другого, изложено жизнеописание сирийского подвижника Мар-Исаака.
     Преп. Исаак Сирин, согласно преданию, родился в г. Ниневии в Междуречье (по другим сведениям – в Беф-Катарайя, местечке на границе с Индией, на берегу Персидского залива). Преподобный, после того, как оставил монастырь Мар Матфея, куда удалился ещё в молодости вместе с братом, на протяжении всей жизни был иноком-отшельником. Кроме того, по преданию, он был весьма учёным человеком – философом и психологом, а также большим знатоком Священного Писания и греческой и сирийской аскетической литературы, тем не менее, на протяжении всей жизни любившим монашеское уединение и безмолвие. Когда о его подвигах в отшельничестве стало известно местному священноначалию, он был рукоположен католикосом Востока Георгом (Гиваргисом) во епископы города Ниневии, но спустя недолгое время (примерно 5 месяцев) отказался от епископского служения и оставил кафедру ради пустынножительства, вновь удалившись на одну из окрестных гор, где стал жить среди других отшельников, а спустя какое-то время ушёл в Скитскую пустыню, в монашескую обитель под названием Раббан-Шабур, где прожил остаток дней до глубокой старости, вплоть до самой своей блаженной кончины (около 700г. по Р.Х.), и где и был погребён.
     Преп. Исаак Сирин, так же, как и его предшественник, преп. Ефрем, оставил миру и Церкви обширное духовно-литературное наследие – написанные им произведения (Слова, Послания и Поучения) занимали около 7-и томов. Особенно бесценны его богословские сочинения, а также труды о христианской монашеской аскетике (в частности – труд под названием «Монашеское правило») и о церковном благочинии. 

День памяти преп. Исаака Сирина Ниневийского празднуется Православной Церковью один раз в году – 28 января / 10 февраля.

Тропарь преподобному Исааку Сирину, епископу Ниневийскому, глас 1
Добре священствуя во градех, / и в пустынях вселивыйся процвел еси, Исааче, / начальник монашествующим показался еси / и учитель подвижников, / сего ради память твою достодолжно празднующе, сице взываем: / слава прославльшему тя Христу, / слава тя освятившему, / / слава давшему нам тя, предстателя искусного.

Кондак преподобному Исааку Сирину, епископу Ниневийскому, глас 8
Яко иерарха Богоноснаго и преподобнаго, / учредителя пустыни тя восхваляем, / Исааче священноявленне, предстателю наш. / Но яко имеяй дерзновение ко Господу, / о всех моли чтущих тя и взывающих ти: // радуйся, отче богомудре.


Возврат к списку