Яндекс.Метрика
Святитель Феофан Затворник - Новости Братства сщмч. Ермогена
0

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник Новости и Православные праздники

    Святитель Феофан Затворник Вышенский – один из новопрославленных святых, живший и подвизавшийся в XIX веке и своими богословскими и проповедническими трудами (в частности – об умном делании и умной молитве, а также – о значении в церковной практике традиции старчества) немало послуживший возрождению духовной жизни русского народа. В 1988г. прославлен Церковью в лике святителей.

     Святитель Феофан (в миру – Георгий Васильевич Говоров) родился 10/23 января 1815г. в Орловской губернии, в с. Чернавское, в семье священнослужителя. Он успешно окончил Ливенское духовное училище, а затем – Орловскую духовную семинарию (в 1837г.), после чего как один из особо одарённых выпускников семинарии был направлен на дальнейшее обучение в Киевскую духовную академию. В 1840 году, ещё во время его обучения в Киеве, после смерти обоих родителей, он подал начальству академии прошение о пострижении в иночество и в 1841г. принял монашеский постриг с именем Феофан (греч. – «Богоявление»), по прошествии же 2-х месяцев был рукоположен в иеродиаконы, а ещё 3 месяца спустя – в иеромонахи. В том же году он окончил академию, получив степень магистра богословия, после чего был назначен ректором и преподавателем латыни Киево-Софийского духовного училища, а в 1842г. получил назначение на должность преподавателя психологии и логики, а также инспектора в духовную семинарию в Новгороде. В 1844г. будущий святитель занял должность бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии. Год спустя, в 1846г., за своё усердное пастырское служение он удостоился звания соборного иеромонаха Александро-Невской лавры.

     Однако «учёные должности» тяготили подвижника, всё больше и больше жаждавшего монашеского делания в уединении. В 1847г., по его собственному желанию, он стал членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, где получил возможность обучиться сразу нескольким языкам (в частности – греческому и французскому), а также искусству иконописи. Там же он познакомился с трудами о подвижничестве древних восточных иноков и аскетическими творениями минувших веков, кроме того, имел возможность начать переводить с греческого творения свв. отцов, собранных в книгу под названием «Добротолюбие» (авторства преп. Никодима Святогорца). В 1854г., в связи с началом Крымской войны, миссия в Иерусалиме была прекращена, а её члены отозваны назад, в Россию. По возвращении на Родину будущий свт. Феофан вернулся к преподавательской деятельности в Санкт-Петербургскую духовную академию, а около года спустя получил назначение в Константинополь, на должность настоятеля русской посольской церкви. За свои заслуги в апреле 1857г. он был представлен к высокой награде – ордену Святой Анны 2-й степени. В мае того же года архимандрит Феофан был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии и в связи с её 50-летием, за заслуги перед Отечеством, будущий свт. Феофан был представлен ещё к одной высокой награде – ордену Святого Владимира 3-й степени.

     1 июня 1859г. состоялась хиротония архимандрита Феофана во епископы, и он получил назначение на Тамбовскую кафедру. Каждое его богослужение в то время сопровождалось пламенной проповедью: он проповедовал как священству и монашествующим, так и мирянам, считая проповедническое служение одним из главных в церковной жизни. В 1861г. под его покровительство, из-за возникших там нестроений, была передана Серафимо-Дивеевская обитель, а в июле 1863г. он был поставлен во главе значительно более древней и крупной Владимирской кафедры, где в то время процветало раскольничество и сектантство и где поэтому была необходима усиленная проповедь. В 1864г. за архипастырское усердие свт. Феофан был представлен к третьей высокой награде – ордену Святой Анны 1-й степени.

     Но его тяга к уединённой молитвенной жизни становилась всё сильнее, о чём он неоднократно писал в письмах другому великому подвижнику – святителю Игнатию (Брянчанинову), уже ушедшему на покой, и, наконец, свт. Феофан решился написать прошение в Священный Синод о дозволении уйти на покой и удалиться в затвор, которое, невзирая на недовольство некоторых иерархов Церкви, всё же было удовлетворено. Он был назначен игуменом Вышенской пустыни, относившейся к уже знакомой ему Тамбовской епархии, и первые 6 лет жил в обители в отдельном флигеле. В 1872г. свт. Феофан ушёл в затвор – сначала на год, а потом – и в полный затвор, устроив у себя в келье храм во имя Богоявления, где совершал богослужения по воскресеньям и в праздники, а в последние годы жизни – ежедневно. С 1873г. свт. Феофан перевёл много аскетической литературы, кроме того, вёл обширную переписку (в одном из своих писем он даже предсказал грядущую революцию в стране – за полвека до начала революционных событий – для предотвращения которой им были предложены весьма жёсткие меры, вплоть до смертной казни за участие в революционной деятельности).

     В 1876г. свт. Феофаном был издан 1-й том «Добротолюбия», переведенный им с греческого, за что он удостоился докторской степени. В это время им было написано множество собственных духовных трудов, которые составили Золотой фонд русской православной литературы. В последние годы жизни свт. Феофан страдал многими тяжкими недугами и даже ослеп на один глаз, но все эти недуги он переносил с величайшим смирением. Скончался святитель в одиночестве в своей келье, 6 января 1894г., в день празднования Крещения Господня (Богоявления), и был отпет и погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни, сопровождаемый народом и многочисленным духовенством, пришедшим попрощаться с любимым архипастырем. Надо особо отметить, что в его келье после кончины его были найдены телескоп, два микроскопа, фотоаппарат, анатомический и географические атласы, атласы по библейской и церковной истории, а также обширная библиотека, которая, к несчастью, была утрачена.

     Честные мощи святителя Феофана были обретены в 1973г. на территории Вышенской обители и с 1974 по 1988гг. пребывали в Троице-Сергиевой лавре. 29 июня 2002г. святые мощи подвижника были торжественно перенесены обратно, в Успенский Вышенский монастырь. Святитель Феофан был канонизирован Русской Православной Церковью в 1988г., на Поместном соборе, посвящённом 1000-летию Крещения Руси. После него осталось большое богословское, сотериологическое и эпистолярное наследие. Поистине бесценные для православных верующих труды его об умном делании, о благодати Божией, его пламенные проповеди об истинной вере и правильной церковной жизни верующих издаются большими тиражами и в наше время.

 

Дни памяти свт. Феофана, затворника Вышенского:

23 января – день памяти
23 июня – Собор Рязанских святых
29 июня – Перенесение мощей
7 июля  (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых
10 августа – Собор Тамбовских святых
23 сентября – Собор Липецких святых
19 января – Преставление

Тропарь свт. Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8:

Пpавосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ Вы́шенский подви́жниче святи́телю Феофа́не Богому́дpе,/ писа́ньми твои́ми сло́во Бо́жие изъясни́л еси́/ и всем ве́pным путь ко спасе́нию указа́л еси́.// Моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.


Возврат к списку