О нас
  • Предназначение Братства
  • Почему мы?
  • Фильм о нашем Братстве
  • Гимн Братства
  • Наше Производство
  • Продажа и обслуживание программ 1С
  • Патриарх Ермоген
  • Вакансии
  • Сотрудники
  • Жизнь Братства
  • Друзья Братства
  • Фонд Патриарха Ермогена
  • О Председателе Братства
  • Благотворительность
Скидки
Прайс-листы
Новинки
Оплата
Доставка
Всё о церковных товарах
Контакты
Новости
Склады и магазины
    8 (800) 550-75-38
    8 (800) 550-75-38Бесплатно по России
    +7 495 488-71-38Москва
    8 (812) 565-81-38Санкт-Петербург
    Заказать звонок
    E-mail
    ermogen@ermogen.ru
    Адрес
    Москва, Черницынский пр-д, д. 3, с. 11
    Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 7Б
    Церковняя лавка: г.Москва, Арбатская площадь, 4
    Покупки со склада завода: Московская область, Орехово-Зуевский р-н, дер. Кабаново, д.144

    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 8:00 до 18:00
    Заказать звонок
    Православный магазин Ermogen.Ru - церковная лавка
    Каталог
    По всему сайту
    По каталогу
    Войти
    0 Сравнение
    0 Избранное
    0 Корзина
    Православный магазин Ermogen.Ru - церковная лавка
    Каталог
    По всему сайту
    По каталогу
    Войти
    0 Сравнение
    0 Избранное
    0 Корзина
    Православный магазин Ermogen.Ru - церковная лавка
    Телефоны
    8 (800) 550-75-38 Бесплатно по России
    +7 495 488-71-38 Москва
    8 (812) 565-81-38 Санкт-Петербург
    Заказать звонок
    0
    0
    0
    Православный магазин Ermogen.Ru - церковная лавка
    • Кабинет
    • 0 Корзина
    • 0 Сравнение
    • 0 Избранное
    • 8 (800) 550-75-38 Бесплатно по России
      • Назад
      • Телефоны
      • 8 (800) 550-75-38 Бесплатно по России
      • +7 495 488-71-38 Москва
      • 8 (812) 565-81-38 Санкт-Петербург
      • Заказать звонок
    • ermogen@ermogen.ru
    • Москва, Черницынский пр-д, д. 3, с. 11
      Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 7Б
      Церковняя лавка: г.Москва, Арбатская площадь, 4
      Покупки со склада завода: Московская область, Орехово-Зуевский р-н, дер. Кабаново, д.144

    • Пн. – Пт.: с 8:00 до 18:00
    Главная | Православное Братство Ермогена | с 1993 года
    –
    О братстве
    –
    Новости Братства Ермогена
    –Таинство елеосвящения или Соборование

    Таинство елеосвящения или Соборование

    Таинство елеосвящения или Соборование
         В современной церковной богослужебной практике во весь период Великого поста (Святой четыредесятницы) в большинстве православных храмов принято совершать Таинство елеосвяще́ния, в народе именуемое собо́рованием. Таинство это в разные времена носило разные наименования. В богослужебных книгах древности оно именовалось «елей», «святой елей», или «елей, соединенный с молитвой» («еле́й», греч. elaioa – масло; eleos – милость). Ныне таинство это принято называть «елеосвяще́нием», а народное название его – собо́рование, ибо канонически оно должно совершаться собором из 7-и священнослужителей. Но таинство это не перестаёт быть действенным и тогда, когда оно совершается от лица Церкви меньшим числом священнослужителей, и даже если его совершает всего один священник.
         Церковные таинства (в Православии их всего 7) – наиболее значимые из всех церковных священнодействий, во время коих, при совершении священнослужителем определённых молитвословий и видимых действий, верующим невидимо подаётся от Господа определённого рода благодать, присущая каждому из совершаемых таинств. Говоря простыми словами – во время совершения любого из семи таинств, установленных Самим Господом Иисусом Христом и Его Святой Церковью, верующим сообщаются дарования Святого Духа, соответствующие семи основным духовным потребностям каждого. 
         Елеосвяще́ние или собо́рование – таинство, установленное Св. Церковью ещё с апостольских времён для исцеления душевных и телесных человеческих немощей. Во время совершения этого таинства происходит освящение масла (елея) и вина и помазание ими верующих с молитвенным призыванием на них целительной благодати Божией и испрашиванием им прощения и оставления грехов. Использование елея и вина при совершении Таинства елеосвящения отсылает нас к притче Самого Спасителя о добром самарянине, который перевязал раны человеку, израненному разбойниками, при этом «возливая масло и вино» (Лк. 10:25-37). Послание же св. апостола Иакова гласит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Причиной большинства телесных и душевных недугов, в разное время посещающих любого из нас, является грех, потому во время совершения Таинства елеосвящения священнослужители и молящиеся испрашивают для нас у Господа не только исцеления от болезней, но и прощения и оставления грехов и прегрешений (даже тех, которые для нас кажутся незначительными, или по немощи человеческой забыты нами, а потому не исповеданы, но ни в коем случае – не тех, которые мы сознательно утаили во время Таинства исповеди). Великий оптинский старец, преп. Антоний, говорит об этом так: «Соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно нерадеть и об душе своей, якоже о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире».
         Исторически чинопоследование Елеосвящения формировалось постепенно. В раннехристианской Церкви оно ограничивалось т.н. «молитвой веры и помазанием елеем во имя Господне», дополненных несколькими псалмами и молитвословиями, совершавшимися священнослужителями во время освящения елея и при помазании этим елеем страждущего каким-либо недугом. Призывались священнослужители, как правило, самим недугующим, хотя в то время также существовал благочестивый обычай выявления и посещения священнослужителями «всех нуждающихся в посещении», когда священники сами шли к болящим, нуждавшимся в их помощи и врачевстве. Традиция совершать Таинство соборования не на дому у болящего, а в храме Божием утвердилась в церковной практике с VI века н.э. Связано это было с тем, что таинство это органично связано с чинопоследованием Божественной литургии, которая к тому времени стала исключительно храмовым богослужением. Также это было связано с практикой создания при храмах больниц и богаделен, насельники которых могли без труда прийти за помощью в храм Божий. Весьма существенным изменениям практика Елеосвящения подверглась в XIII веке, став отдельным таинством, более не привязанным к богослужениям суточного круга (таким как вечерня, утреня и Божественная Литургия) и совершавшимся вначале по окончании утрени, а потом – и после всех вышеупомянутых богослужений. В XV – XVI вв. существовало несколько вариантов чинопоследования Елеосвящения, в частности – имелся сокращённый вариант последования в случаях смертельной опасности или уже надвигающейся кончины, а также обычай помазания верующих в храмах после отпуста, а в Великий Четверг и в Великую Субботу – после целования Святого Евангелия во время произнесения молитвы «Владыко Многомилостиве…», после чего освящённым елеем крестообразно помазывались также стены и двери монашеских келий и домов мирян – для защиты их от воздействия злых духов, насылающих на людей искушения и болезни. Окончательное оформление чинопоследования Елеосвящения произошло в XVII веке. Ныне Таинство елеосвящения принято совершать в храмах в любое удобное для священнослужителей и прихожан и заранее оговоренное время суток, а помазание тяжелобольных, по немощи не могущих дойти до храма Божия, совершается одним или несколькими священниками у них на дому. 
         В наше время в понимании значения для духовной жизни верующих Таинства соборования существуют две противоположные крайности. Первая крайность – когда считается, что соборование должно совершаться всего один раз в жизни – над одром умирающего или больного неизлечимой болезнью, ведущей к смерти. Вторая – противоположная ей – когда излишнее рвение и «магизм» в мировосприятии иных верующих предполагает как можно более частое участие в Таинстве соборования – с целью получить исцеление от самых незначительных недугов, а также прощение грехов как бы «автоматически», без каких-либо внутренних усилий со стороны самого человека. О второй крайности ясно говорит великий оптинский старец, преп. Никон: «Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то соборование необязательно, потому что при соборовании молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда дается, ибо Господь знает, что для нас полезнее. А душевное – всегда подается». О первой же крайности – когда Таинство соборования воспринимается как нечто тесно связанное с кончиной или даже ведущее к ней и её приближающее, ясно сказано тремя другими великими отцами Оптиной пустыни – прпп. Антонием, Макарием и Амвросием Оптинскими. Цитируем:
         «В нынешнем веке, к крайнему сожалению, таинства сего многие опасаются, как предвестника смерти. А оно установлено святыми апостолами во исцеление от всех недугов и в предохранение от смерти, что самое и я на опыте испытал, ибо чрез особорование мною, недостойным, человек до двадцати, все они от тяжких и неисцельных болезней освободились» (преп. Антоний).
         «Видите, что таинство сие не к смерти приближает, а здравие подает, вопреки людскому мнению… Только нынешнего века люди совсем против этого: будто кого приобщают, то уже и к смерти готовят … тогда как оное установлено не для готовящихся к смерти, а для исцеления... у нас часто, случается, бывают отчаянно больные, а по особоровании елеем выздоравливают и живут еще долго» (преп. Макарий).
         «Неизвестно, почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к Таинству елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство елеосвящения в Великий Четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и вышесказанные слова Апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: «и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак.5, 15). Сила Таинства елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (преп. Амвросий).
         Будем же рассудительны, дорогие братия и сестры, прибегая к великим Таинствам, установленным Св. Церковью ради нашего духовного возрастания и спасения во Христе Иисусе, и да приступаем к ним подготовленными должным образом, с должными благоговением и ве́дением, не впадая ни в какие крайности и заблуждения относительно их значения в нашей духовной жизни. Аминь.

    Назад к списку
    • Предназначение Братства
    • Почему мы?
    • Фильм о нашем Братстве
    • Гимн Братства
    • Наше Производство
    • Продажа и обслуживание программ 1С
    • Патриарх Ермоген
    • Вакансии
    • Сотрудники
    • Жизнь Братства
    • Друзья Братства
    • Фонд Патриарха Ермогена
    • О Председателе Братства
    • Благотворительность
    Великий пост
    Воздвижение
    выставка
    Выставка по завету Князя Даниила
    князь Даниил
    Купить ладан
    купить лампадное масло
    Ладан
    лампадное масло
    лампадное масло Братство Ермогена
    Лампадное масло дешево
    низкие цены лампадное масло
    Новинки
    Православное Братство священномученика Ермогена
    православные праздники
    православный праздник
    праздник Сретения
    праздники
    Смирна
    Сретение
    Сретение Господне
    стихи
    Подпишитесь на рассылку наших новостей и акций
    Подписаться
    Подписаться
    на новости и акции
    Интернет-магазин
    Каталог
    Акции
    Новости
    Карта продаж
    Магазины
    Поставщикам
    Вакансии
    Блог протоиерея Дмитрия Смирнова
    Конфиденциальность
    Информация
    Реквизиты
    Оплата и доставка
    Отзывы
    Статьи
    Партнеры
    Контакты
    Помощь
    Условия оплаты
    Условия доставки
    Контакты
    8 (800) 550-75-38
    8 (800) 550-75-38Бесплатно по России
    +7 495 488-71-38Москва
    8 (812) 565-81-38Санкт-Петербург
    Заказать звонок
    E-mail
    ermogen@ermogen.ru
    Адрес
    Москва, Черницынский пр-д, д. 3, с. 11
    Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 7Б
    Церковняя лавка: г.Москва, Арбатская площадь, 4
    Покупки со склада завода: Московская область, Орехово-Зуевский р-н, дер. Кабаново, д.144

    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 8:00 до 18:00
    ermogen@ermogen.ru
    Москва, Черницынский пр-д, д. 3, с. 11
    Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 7Б
    Церковняя лавка: г.Москва, Арбатская площадь, 4
    Покупки со склада завода: Московская область, Орехово-Зуевский р-н, дер. Кабаново, д.144

    © 2025 Православное Братство сщмч. Ермогена, 1993-2025
    Конфиденциальность
    Оферта
    Главная Каталог 0 Корзина 0 Избранные Кабинет 0 Сравнение Акции Контакты Услуги Бренды Отзывы Компания Лицензии Документы Реквизиты Поиск Блог Обзоры
    Готовые конфигурации
    Устанавливайте готовые тематики или выбирайте конфигурации. Они помогут быстро запустить сайт. Продумано все — структура, расположение баннеров, вид списка, отображение карточки товара и текст.
    Точная настройка
    Управляйте настройками из публичной части. Выбирайте внешний вид элементов и разделов, включайте, отключайте и передвигайте блоки. Изменяйте дизайн сайта в 1 клик.