Крещение взрослых в современной церковной богослужебной практике - О Таинстве Крещения и крестильной одежде - советы по выбору

Крещение взрослых в Храме



Крещение взрослых в современной церковной богослужебной практике

Чинопоследование Таинства Крещения взрослых в Русской Православной Церкви

     Таинство Св. Крещения, которое, вплоть до трагических исторических событий начала XX столетия, совершалось в Русской Православной Церкви почти только над детьми в младенческом возрасте, ныне, после 70-летнего богоборческого периода в жизни русского народа, вновь стало совершаться над взрослыми людьми, как и в первые века Христианства. Поэтому было необходимо восстановление в российской церковной богослужебной практике т.н. института катехуменов (по-русски – оглашенных, тех, кто сознательно готовится ко вхождению в лоно Св. Церкви). Катехизация (оглашение) новообращённых, желающих принять Таинство Св. Крещения, означает постепенное введение их в жизнь Св. Церкви путём ознакомления с истинами православного вероучения во время катехизаторских бесед, чтения Священного Писания и катехизической церковной литературы, а также, наряду с «верными» (то есть, уже принявшими Таинство Св. Крещения и вступившими в лоно Церкви Христовой), участия их в общих церковных молитвах. Поэтому катехизация новообращённых – один из главных моментов в православной церковной практике, служащий сознательному вступлению каждого взрослого человека в лоно Церкви Христовой через принятия им Таинства Св. Крещения и последующего ему Таинства Св. Миропомазания.

Подготовительные моменты к Таинству Крещения взрослых

Таинство и обряд Крещения взрослых     Человеку в сознательном возрасте, решившему принять Таинство Св. Крещения, прежде всего надлежит получить представление об основах Православного вероучения. В том случае, если хотящий креститься не посещал огласительных бесед, эти катехизические сведения он обязан получить сам (например, из православных катехизических книг). Крещаемому необходимо иметь сведения об основах христианского догматического учения, а также знать на память Символ Веры (он есть в любом православном молитвеннике) и 2 главные православные молитвы, такие как молитва Господня («Отче наш…») и молитва к Матери Божией «Богородице Дево, радуйся…». Если есть возможность, взрослому новообращённому необходимо приуготовить себя к принятию Таинства Св. Крещения 3-дневным (либо 7-дневным) постом – т.е., в течение этих дней отказываться от скоромных (животного происхождения) продуктов питания, спиртного, курения, многословия и суетности, а состоящим в браке предписывается и супружеское воздержание. Перед Крещением необходимо также помириться со всеми, кого крещаемый обидел или огорчил.
     Приуготовление к Таинству Крещения в стенах храма сопровождают особые молитвы, которые открывают чин оглашения, после чего крещаемый освобождается от верхней одежды и обуви и смиренно встаёт лицом к востоку в одной крестильной сорочке. Священнослужитель трижды совершает крестообразное дуновение в лицо крещаемому, трижды осеняет его крестным знамением, кладёт правую руку ему на голову (рука иерея знаменует собой десницу Самого Спасителя, защищающую и благословляющую будущее новое чадо Православной Церкви) и начинает чтение молитвословий, относящихся к чину Крещения, в частности – читаются т.н. молитвы запрещения злых духов. По завершении чтения молитв запрещения крещаемый становится лицом к западу (как к мистическому символу тьмы и падших духов) и, воздев руки к небу (этот жест означает покорность Господу Иисусу Христу), в ответ на троекратный вопрос иерея, троекратно отрекается от сатаны, а также сочетавается (исповедует верность) Господу Иисусу Христу. Далее крещаемый наизусть читает христианский Символ Веры, содержащий в себе краткое изложение истин православного вероучения, с последующим вновь подтверждением своего сочетания Христу. По окончании приуготовления к Таинству иерей начинает совершать непосредственно чинопоследование Таинства Крещения.
     Начинается оно с водооосвящения для совершения Таинства. По завершении молитв на водосвятие иерей произносит приготовительную молитву, после чего освящает «елей радования» для помазания им крещаемого. По помазании иерей совершает непосредственно Крещение в купели троекратным погружением крещаемого в воду, во время которого им произносится крещальная молитва.
     По завершении Крещения во св. купели новое чадо Церкви Христовой становится лицом в сторону алтаря и облачается в «ризу правды» или «одежду нетления» – крестильную сорочку белого цвета – символизирующую восстановленную от тления первозданную природу человека, утраченную при грехопадении прародителей. После этого иерей, произнося соответствующие молитвы, надевает на шею новокрещённому нательный крест, знаменующий собою то, что новокрещённый отныне добровольно несёт свой жизненный крест и до конца своих дней, ограждаемый Крестом Господним от произвола злых сил, безропотно следует путём исполнения заповедей Христовых.





Дата публикации: ..

Назад в раздел