0

Икона Пресвятой Богородицы "Знамение"

Икона Пресвятой Богородицы "Знамение"
     10 декабря по новому стилю – день почитания Православной Церковью одного из самых известных и самых чтимых образов Пресвятой Богородицы – иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение». Тип иконографии этой иконы – «Ора́нта» (от лат. Orans, «молящаяся»). Это один из основных типов изображения Царицы Небесной как Заступницы, молящейся о мире и людях – либо стоящей в полный рост, либо по пояс, либо сидящей, с воздетыми и чуть разведёнными в стороны руками, обращёнными ладонями к предстоящим. Самые первые изображения Пресвятой Богородицы «Оранта», без Богомладенца, известны ещё со времён жестоких гонений на христиан римскими императорами-язычниками (эти изображения были найдены археологами на стенах римских катакомб, где, скрываясь от гонений, первые христиане были вынуждены собираться для совместной молитвы). В византийской же и древнерусской традициях церковного искусства был распространён образ Богоматери «Оранта» уже с Богомладенцем, Который обычно изображён сидящим на Её коленях, либо на щите, либо в круглом медальоне или сфере (иногда – без них), на груди Пречистой. Он благословляет молящихся и знаменует Собой Благовещение Пресвятой Девы и Своё собственное последующее Боговоплощение. В русской иконописной традиции этот тип написания икон Пресвятой Богородицы получил название «Зна́мение». 
     Иконы Пресвятой Богородицы, именуемые "Знамение", появились на святой Руси в ХI-ХII вв., а называться так стали они после произошедшего в 1170 году чудесного знамения от новгородской иконы Божией Матери Оранты. В тот год объединенное войско, состоявшее из дружин русских удельных князей, подошло к стенам Великого Новгорода, дабы взять город боем. Жителям города оставалось надеяться только на помощь Божию. Они усердно молились, не смыкая глаз и прося Господа не оставить их в этой беде. На третьи сутки, ночью, новгородский архиепископ Илия услышал некий чудный глас, который повелевал ему взять из Спасо-Преображенского храма, находившегося в городе, образ Богоматери «Оранта» и поднять его на городскую стену. Икону несли к городской стене Крестным ходом, и враги, увидев шествие, пустили в него множество стрел. Одна из выпущенных стрел вонзилась в лик Пречистой, изображённый на иконе, и тогда из Её глаз потекли слезы, а сама икона повернулась спиной к стрелявшим, а ликом – к осаждённому ими городу. Во время этого небесного знамения осаждавшие город воины впали в панический ужас и стали биться не с новгородцами, а друг с другом. Укреплённые же Самим Господом и Его Пречистой Матерью жители города безбоязненно ринулись в бой и победили врага. Чтобы сохранить память об этом чудесном заступлении Царицы Небесной, архиепископ Илия вскоре установил церковное празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение», которое отмечается Русской Православной Церковью и по сей день. Один афонский священномонах, именем Пахомий Логофет, посетив Россию и приняв участие в праздновании дня иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», написал к этому празднованию два канона. В течение почти 200 лет после явления знамения эта чудотворная икона оставалась в Спасо-Преображенском храме города Новгорода. Однако в 1356 году в Новгороде был специально для этой иконы выстроен храм Знамения Пресвятой Богородицы (ныне – собор Знаменского монастыря).
     Многие списки с чудотворной иконы «Знамение» находятся в разных уголках России, и от них в разное время тоже были явлены многочисленные чудеса. По месту явления этих чудес иконы и были названы: к ним относятся такие иконы Царицы Небесной «Знамение» как Абалацкая, Дионисиево-Глушицкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.

Возврат к списку